Случаев мошенничества на российском рынке кредитования не то чтобы много, но и не мало. Казалось бы, банки с их современными технологиями, обширными базами данных, службами безопасности и т. д. сегодня просто невозможно обвести вокруг пальца. Может быть, и так. А страдают от рук аферистов в большинстве случаев все равно рядовые получатели кредитов.

Представим себе ситуацию: к жительнице Пензы (назовем ее Татьяной) обращается знакомая Ирина Каткова и просит ее об одной маленькой услуге. Заключается она в следующем. Женщине нужно срочно взять кредит на неотложные нужды, но сама она по определенным причинам сделать этого не может. Посему приходится применить своеобр азн ый маневр: оформить кредит на другого человека. При этом Каткова клятвенно заверяет знакомую, что все обязательств а по кредиту она берет на себя. И проценты обязуется выплачивать согласно установленному банком графику.

Татьяна согласилась (думаю, не совсем безвозмездно). Каткова попросила ее взять в пензенском филиале ОАО «Национальный банк «Траст» (обратите внимание, не в каком-нибудь магазине микрофинансирования, а именно в банке, где кредитные истории клиентов изучают достачно дотошно) кредит в сумме 364 тысяч рублей.

Для того чтобы все выглядело как можно более достоверным, она даже «трудоустроила» ее на работу в частное предприятие своего близкого родственника менеджером по управлению с зарплатой в размере 38 тысяч рублей. Ну кто же после этого откажет в кредите столь высокооплачиваемой заемщице?

Ей и не отказали. Перечислили на карточку вышеозначенную сумму под 59,88 процента годовых на 60 месяцев. То есть в течение пяти лет Татьяна ежемесячно должна была отдавать почти 16 тысяч рублей, не считая уплаты комиссионных и страхового взноса. Вы скажете, что расплачиваться-то должна Каткова. Весь фокус заключался в том, что у Ирины Андреевны не было желания, а главное, средств, чтобы расплачиваться за кредит.

Нет, она, конечно, несколько месяцев погашала проценты, дабы не вызывать подозрений. Но основную сумму 248 тысяч рублей оставила себе.

Вообще, непонятно, как Каткова собиралась оправдываться перед своей знакомой. Возможно, она собиралась расплачиваться за полученный кредит с помощью следующего кредита, а за следующий - третьим. А возможно, что и нет. Однако обратимся к фактам.

Второй раз в ловко расставленные сети попался еще один знакомый Катковой (назовем его Олегом). Он, как и предыдущая заемщица, представил в банк фиктивные сведения о месте своей работы у частного предпринимателя заведующим хозяйством с ежемесячным доходом в 30 тысяч рублей и ложные данные о совокупном размере дохода его семьи. Впрочем, сам он ничего не писал. Все документы за него готовила Каткова. Ему оставалось лишь расписаться.

В банке мужчина оформил кредит на сумму 442 тысячи рублей (опять же на 60 месяцев) под 88 процентов годовых. То есть ежемесячный платеж в этом случае составлял почти 25 тысяч рублей! Для человека даже с зарплатой в 30 тысяч рублей это просто нереальная сумма.

А потом пошло-поехало: Ирина Каткова, видимо, вошла во вкус и уже не могла остановиться. Нужно заметить, что с каждым разом аппетиты ее росли: 550 тысяч рублей под 32 процента годовых, 750 тысяч под 40 процентов годовых. А также кредиты на сумму 320 и 275 тысяч рублей. Всего же за счет знакомых женщина обогатилась более чем на два миллиона рублей.

Удивительное свойство русского характера: почти никто из тех, к кому обращалась Ирина Каткова, не отказал ей в помощи. Знакомые и не подозревали, что у нее куча непогашенных кредитов, и их могут банальным образом «кинуть». Банкам в этом плане гораздо проще. На страже их интересов стоят судебные приставы, частные коллекторы да и весь государственный аппарат в целом.

Сторона обвинения квалифицировала действия Ирины Катковой как мошенничество в сфере кредитования путем предоставления банку заведомо ложных и недостоверных сведений в крупном размере.

Еще на стадии расследования женщина заключила со следствием досудебное соглашение и активно ему помогала разобраться со всей этой «бухгалтерией».

Понятно, что наказывать строго ее и так никто не стал бы. Но было ясно и то, что отделаться условным сроком тоже вряд ли получится. Остановились на компромиссном варианте: колонии-поселении, куда женщина и была отправлена на год и два месяца. Но, учитывая время, проведенное Катковой под стражей и домашним арестом, этот срок нужно делить надвое.

Что касается судьбы полученных в банке кредитов, то это уже совсем другая история.