В Общественной палате РФ вскоре состоится обсуждение Кодекса этики водителей такси. С его помощью, по мнению инициаторов, планируется окультурить нынешних «извозчиков».

90 лет назад по Москве торжественно начали курсировать первые таксомоторы. К началу этого дела в столице подошли серьезно: разработали специальную программу обучения, установили критерии профессионального соответствия (как внешнего, так и внутреннего). Отбор достойных учеников проходил строго: не старше 21 года, без судимости, с обязательным обучением на комбинате с последующей сдачей экзамена. Регламентировалось и количество такси - за этим неустанно старались следить как ГАИ, так и специальные службы-контролеры.

На выходе «работник баранки» должен был являть собой образец джентльменства: ни хамить, ни грубить и даже вести задушевные разговоры «за жизнь» не полагалось. Кроме того, столичные водители были обязаны владеть «культурной» программой, чтобы по запросу пассажира озвучить достопримечательности столицы, встречаемые по пути следования.

В 1970-х годах, чтобы вышколить таксистов, была разработана специальная «Памятка по культуре обслуживания пассажиров». В ней предусматривались требования и к технической исправности машины, и к ее внешнему виду, и к качествам водителя. Помимо того, что его костюм должен был быть всегда выстиран и выглажен, советский таксист непременно должен был быть вежливым и корректным в обращении с пассажиром. Правила прописывались четко, образ был продуман детально. . .

Строгость образа и уважение к должности водителя такси сохранялись вплоть до перестроечных времен. Затем канула в Лету и сама памятка, и жесткие требования к водителям: «бомбили» все, кто был на колесах.

В ностальгии по прошлому к аналогичной памятке, только усовершенствованной по форме и содержанию, было предложено вернуться по инициативе члена Общественной палаты РФ, председателя Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрия Галочкина. По сообщению «Известий», Кодекс этики таксиста в скором времени будет обсуждаться на общественных слушаниях с участием представителей профсоюзных организаций таксистов и крупных таксопарков.

«Общественники», разрабатывая новый кодекс, обратятся все к тем же милым советским рекомендациям: совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на «ты», грубая манера разговаривать, назойливость. Водитель такси нарушает при этом и должностную инструкцию, и все нормы этики,когда, вместо того чтобы приветливо открыть перед пассажиром дверцу машины, пренебрежительно спрашивает: «Тебе куда?». Естественно, не допускается и курение в салоне.

Но если несколько десятилетий назад стать таксистом было довольно сложно, то сегодня эти требования ввиду массовости, мягко говоря, игнорируются повсеместно.

Причем речь идет скорее об общем снижении культурного уровня как со стороны водителя, так и со стороны пассажира. В реалиях нынешних перевозок подобный «этический пафос» может оказаться настолько же смешным, сколь и необходимым.

Если кодекс будет принят, то подразумевается, что механизм его действия будет простым: «осведомлен - значит согласен». Никакой речи об обязательности исполнения и не идет: памятка лишь должна будет сориентировать таксиста в обращении с пассажиром.