Не является большим секретом, что губернаторские выборы были также и репетицией парламентских выборов 2016 года. И если и была на выборах хоть какая-то интрига, то она сводилась исключительно к вопросу, какой процент голосов наберут представители от КПРФ Владимир Симагин и от ЛДПР Жиганша Туктаров.

«Разведённые»...

За две недели до выборов, 1-го сентября в одной из областных газет был опубликован прогноз итогов голосования. Репрезентативная выборка исследования составила 1000 респондентов, имеющих право голоса, зарегистрированных на территории Пензенской области. Погрешность опроса общественного мнения не более 3,8%.

Результаты опроса и результаты выборов получились такие:

Иван БЕЛОЗЕРЦЕВ («ЕР») - 72,6 процента, в реальности набрал 86,04 процента;

Владимир СИМАГИН (КПРФ) -12,3 процента, набрал 7,75 процента;

Жиганша ТУКТАРОВ (ЛДПР) -

8.8 процента, набрал 2,86 процента;

Геннадий ЕРОШИН(«СР») - 3,5 процента, набрал 1,35 процента.

Владимир ПОПКОВ («Родина») -

2.8 процента, набрал 0,97 процента.

То есть прогнозируемые и действительные результаты отличались в разы. Такой разрыв крайне нетипичен для подобных опросов, заказанных и оплаченных официальными структурами и опубликованными в официальных СМИ. И это при том, что все конкуренты Белозерцева в период выборов дружно, в один голос твердили о том, что кампания со стороны властей ведется честно, корректно, и ни о каком давлении или использовании административного ресурса они и слыхом не слыхивали. Поэтому невольно напрашиваются мысли, что опубликованные результаты были обычной «разводкой», неким авансом, платой за лояльность, на которую оппозиционные кандидаты охотно и легковерно повелись и откровенно расслабились в проведении своих и без того не слишком-то активных избирательных кампаний. Но получалось так, что аванс был дан, а окончательного расчета не последовало, и для оппозиционных парламентских партий губернаторские выборы оказались откровенно провальными.

...и расколотые

Но была и еще одна, пожалуй, куда более значимая причина провала. Не является также большим секретом, что накануне выборов в ЛДПР и КПРФ произошел внутренний раскол. В ЛДПР это был раскол между местным отделением и буквально навязанным сверху Жиганшой Туктаровым вместо планируемого ранее Антона Ищенко. Такая неожиданная «рокировочка» в самый канун выборов естественно сказалась и на результатах - Туктаров получил 2,86 процента. И это при том, что его кампания оказалось весьма затратной: один голос обошелся ему в 120 рублей. Для сравнения: кандидату от «ЕР» 1 голос обошелся в 13 рублей, КПРФ -12, «Родины» - 11, а «СР» - 5.

(Интересно также сравнить этот показатель и с выборами в Амурской области, где кандидат от ЛДПР Абрамов затратил на выборы 2.925.000 рублей, получил 60.545 голосов (28,3 процента), то есть ему один голос обошелся в 48 рублей).

И что характерно: если при распространении агитационных материалов «ЕР» и КПРФ обходились собственными силами, то у Жиганши Туктарова в графе «расходы» значится «Безадресное распространение рекламно-информационных материалов по г. Пензе (газета ф.А3., вес 30 г.) в количестве 394528 шт. по счету №79 от 31.07.2015 г.», что обошлось ему ни много ни мало в 470200 рублей. И злые языки поговаривают, что из-за конфликта с однопартийцами Туктаров просто не доверял им распространение своей рекламной продукции.

Очевидно, что свою толику внес и «дипломгейт». В ходе выборной кампании так и осталось неясным, имеет ли Туктаров диплом о высшем образовании («ЛГ » писала об этом ранее).

Справедливости ради стоит отметить, что на довыборах муниципальных депутатов команда ЛДПР выступила весьма неплохо, набирая по 20 - 30 процентов. В Башмаковском районе им даже удалось получить одно депутатское место, а в Белинском районе уступили мандат соперникам с разницей всего в один голос.

Раскол в КПРФ был более масштабным и продолжительным по времени. Вообще, ряды партии сильно поредели: одних выгнали, вторые ушли сами, третьи самым банальным образом оказались за тюремной решеткой.

От КПРФ уходили целыми райкомами (Городищенский) и отдельными группами, как ушла часть молодежного крыла партии, преобразованная ныне в общественную организацию «Поколение нового времени».

Интрига, на наш взгляд, заключается в том, что Симагина потихоньку «сливают». И кандидатом в ГД будет не он, а Георгий Камнев. Был и раскол внутри руководства. Сначала избавились от секретаря Пензенского горкома Светланы Исаевой. Потом начались трения между Георгием Камневым и Владимиром Симагиным. Внешне никакого соперничества между ними нет, но и реальной помощи Симагину от Камнева во время выборов не было видно. И если присмотреться повнимательнее, то хорошо заметно, что Георгий Петрович работает в первую очередь на собственный имидж: обустраивает новое здание обкома, переносит памятник Сталину и вообще мелькает в информационном пространстве гораздо чаще Симагина.

Во время выборов у многих сложилось впечатление, что Симагина потихоньку «сливают». И основным кандидатом в Государственную думу на выборах в 2016 году будет уже не он, а Георгий Камнев.

Довыборы

На фоне губернаторских выборов как-то в тени оказались дополнительные выборы в 33-х муниципальных образованиях, хотя их результаты достаточно интересны. В 25 округах победила «Единая Россия», по 1 мандату получили КПРФ, ЛДПР и 1 самовыдвиженец. А 5 мандатов неожиданно получила непарламентская партия «Родина», и расклад у оппозиции теперь такой: КПРФ - 28 мандатов, лДпР -25, «Родина» - 22, «СР» - 15. То есть по этому показателю непарламентская «Родина» обошла парламентскую «СР» и уже «дышит в спину» партии Жириновского.

P.S. Некое оживление в достаточно скучные выборы внесла вышеупомянутая молодежная организация «Поколение нового времени». Ребята призвали к бойкоту выборов, но бойкоту активному - на избирательные участки приходить, но бюллетени уносить с собой.

Поддержали такую форму бойкота немногие, но зато было выявлено не менее 5 унесенных бюллетеней, которые, однако, не были учтены в системе ГАС «Выборы» как унесенные. И сейчас по этой странной аномалии готовится обращение в прокуратуру.