Новый приказ Министерства здравоохранения РФ вновь возвращает практику назначения врачами конкретных препаратов...
Ратуя за здоровую конкуренцию среди производителей лекарств, в декабре 2012 года врачам было запрещено назначать и выписывать конкретные препараты. Указал действующее вещество и незапатентованное наименование -и достаточно, пациент в аптеке сам разберется, что ему приобрести (или фармацевт «подскажет»). Исключительными являлись разве что случаи непереносимости и принципиальной значимости того или иного лекарства. Если международного непатентованного наименования (МНН), установленного ВОЗ, нет, то врач должен использовать «группировочное наименование». Правда, толком, что это такое, не могут сказать ни фармацевты, ни сами врачи. А вот МНН уточнить несложно: специальные справочники придут на помощь и «переведут» привычную но-шпу в дротаверин, а кавинтон в винпоцетин (в обоих случаях знания удешевляют лекарства в 5 - 10 раз!).
Тем не менее практика назначения по действующему веществу очень редка:
- В основном выписывают по старинке, - отмечает фармацевт Оксана Штыровская. -С одной стороны, аптечному работнику это удобнее (выдал препарат и отпустил), а с другой - человеку более накладно. Трудности возникают, если человек не понимает, что возможна взаимозаменяемость.
Согласно приказу, указание конкретного препарата во врачебном назначении возможно еще и в том случае, если его нельзя никак иначе классифицировать (ну, уникальный он!). Только делается это в составе специальной комиссии. На деле же, конечно, с подобной волокитой редко кто хотел бы столкнуться.
Отчасти поэтому, отчасти по причине получения галочки в антимонопольной дорожной карте (собственно, для этой цели приказ и был создан) прежняя практика вернулась. По сообщению «Известий», в августе соответствующий приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. Тем не менее ФАС России намерена правила игры не менять, настаивая на назначении лекарств исключительно по действующему веществу.
Пока идет сражение двух ведомств, в активе следующие нововведения. Во-первых, в стационаре врачи вправе сами решать, каким наименованием лекарственного препарата «оперировать»: допустимо указывать иМНН, и группировочное, и торговое. Во-вторых, врачам, выписывающим рецепты, теперь нет необходимости указывать свою должность.
По мнению специалистов ФАС, все это несет коррупционную составляющую, хотя в самом Министерстве здравоохранения делают упор на удобстве исключительно врачей и пациентов. Так, если раньше фармацевтические компании свой интерес «ловили», напирая на врачей, то сейчас они активно работают с сетями реализации. Человек, обращаясь с рецептом или бланком назначения в аптеку, по сути, отдается на откуп фармацевта, который уже и будет рекомендовать приобретение конкретного препарата. И маловероятно, что в аптеке посоветуют купить что подешевле.
Мол, незнанием пациента воспользуется если не врач, то аптекарь, а потому лучше пусть специалист назначит тот препарат, который, по его опыту, оказывает наилучшее действие (что, впрочем, тоже сомнительно, ведь назначения нередко бывают «под одну гребенку»). Кроме того, не секрет, что для многих важен и производитель: элементарный цитрамон, и тот лечит порой лишь видом упаковки.
Аргументация безграмотностью навела Федеральную антимонопольную службу рекомендовать федеральному Министерству здравоохранения активнее проводить работу по информированию населения о взаимозаменяемости лекарственных препаратов.
- Бывает, что человек упрется и ни в какую не верит, что назначенное ему дорогое лекарство без вреда для здоровья можно заменить более дешевым аналогом, - продолжает Оксана Юрьевна. - И особенно от этого незнания страдают люди пожилого возраста: они привыкают и к определенному названию, и к оформлению упаковки, и этим редко в какой аптеке не воспользуются! В итоге люди сильно переплачивают.
Переплата, по аналитике «Известий», может достигать 59 раз: иными словами, то, что вылечит за 590 рублей, точно так же поможет и за 10, остальное лишь вопрос личного выбора. Остается только знать и бдеть.