- Где твой дневник? -спросила мать.
- Да сервер что-то не сгружает...
В эпоху тотальной информатизации маршаковский диалог строгой мамы и нерадивого ученика вполне мог бы обрести и такую форму. Вся подноготная о посещаемости и успеваемости ребенка должна храниться в информационной системе школы. А для доступа к ней нужен логин и пароль -и досье на чадо сможет быть добыто и без его ведома.
По идее, эта возможность должна сделать школьное образование максимально открытым и удобным как для учителей, так и для родителей. На деле же, как обычно, возникают трудности.
- В нашей области на сегодняшний день нет ни одного муниципалитета, где бы не приступили к работе с электронными дневниками, - отчитался Александр Абрашкин, начальник управления информационных технологий и оценки качества образования ИРР. - В этом году система усовершенствована, и «подвисаний» быть не должно.
Александр Абрашкин
- У нас их и нет, собственно, как и толково работающего Интернета, - возразил Игорь Емельянов, директор школы села Ленина. - Чтобы система работала, необходима более высокая скорость получения данных. Наша школа получила субвенции из бюджета согласно численности учащихся: мы закупили лыжные палки, оплатили связь... Но ее скорость такова, что использовать электронные дневники возможности нет.
- У нас город, а Интернета тоже нет, - выступила представительница 46-й кадетской школы г. Пензы. - А если и будет, то родители совсем перестанут в школу ходить. Все по Сети узнают, и мы их потеряем!
Игорь Емельянов
«Отбрыкиваются» учителя от электронных журналов и дневников (по сути, родитель, входя в систему, получает доступ лишь к своей графе электронного журнала) еще и потому, что не готовы к ней морально.
- Как так, на святое покушаются! Даже при пожаре первым делом нужно хватать классный журнал и бежать, а тут доверить его кибер-пространству. Мало ли?! - рассуждают многие педагоги.
- Трудности внедрения электронных дневников еще и чисто психологические: учителя не хотят осваивать систему, им она только работы добавляет, - поделилась мнением Елена Копаева, учитель информатики 66-й пензенской школы. - Говорят, что второй журнал им не нужен.
- Откажитесь от бумажного журнала! - предложил врио замминистра образования области Руслан Гуляев. -По закону это возможно, и некоторые школы, например пензенская 27-я, довольны.
- А вдруг связи не будет? А вдруг сломается что-то? Все равно на бумажке придется оценки записывать, - возразила Елена Вячеславовна.
- У нас полсотни классов, 1280 учащихся. Пользование электронным журналом одновременно несколькими учителями тормозит систему. Возникают и технические неполадки, и не всегда есть возможность отсортировать учеников по группам, - поддержала учителя завуч 66-й школы Вера Махонина. -Мне удобно, я завуч и могу из своего кабинета все не спеш а сделать . а остальн ым приходится брать домой и вечером все это вводить.
- А вот нам не надо никаких бумажных писем. Так привыкли к электронным формам, что назад не хочется, - поделилась опытом информационного самосовершенствования директор центра мониторинга и анализа образования Татьяна Репина. - Главное -сделать систему удобной, а сейчас этап ее активного освоения и развития.
Ну, казалось бы, нет и нет - подождем луч ших времен. Но ведь это неисполнение федерального закона. И прокуратура имеет все основания «прищучить» школу!
- Раз надо исполнить закон, придется выкручиваться, - ответил Алексей Федосеев, начальник управления по надзору и контролю в сфере образования о бластно-го минобразования. - Рассылать оценки с помощью СМС-сообщений, например. Оповещение есть? Есть.
С посылом «все там будем» эксперты приступили к обсуждению чисто технических вопросов, как же можно оживить простаивающую систему. А то ведь обидно, что бюджетные средства расходуются не совсем толково .
- А зачем мы тогда тратимся на обновление? Если в никуда. - задала риторический вопрос ректор института Ольга Федосеева.
- Ну, сама возможность вроде бы хорошая. Облегчит жизнь и учителям, и родителям, - заметил Игорь Борисович. - Дайте возможность пользоваться!
В общем, благодатная задача уменьшить объем бумажной отчетности, снизить бюрократическую нагрузку на учителей, как выяснилось, пока на этапе активно-страдательного решения. Но первый шаг сделан, а потому педагоги уже начинают потихоньку «сопоставлять данные», проводить «анализ по модулям», того и гляди охватят весь «мобильный контингент».