Мы уже писали о предстоящей реорганизации отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних, известного в Кузнецке как центр «Защита детства». Родители малышей с ограниченными возможностями ничего хорошего от перемен не ждут. Убедить их в обратном в очередной раз попытались кузнецкие чиновники.

Встречи с родителями особенных ребятишек на высоком муниципальном уровне начались после того, как они обратились на высший: написали главному омбудсмену России Павлу Астахову, пригласили в Кузнецк уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области Ирину Карачевскую.

26-го февраля она приехала в наш город, и родители детей-инвалидов рассказали о том, что теряют и за что борются.

Отделение реабилитации несовершеннолетних, по их мнению, было оптимальной моделью. Дети приходили в отделение реабилитации, как в садик. Проводили там весь день, играли с друзьями, общались, получали без всяких переездов и социальные, и медицинские услуги. А мамы малышей имели возможность работать. Да, не все ею пользовались. Но возможность была. А теперь нет.
«Детсадовская» составляющая (сончас, питание, прогулки) с февраля отменена. Логопеды, психологи и соцпедагоги занимаются с детьми в течение трёх часов в первой половине дня.

Медицинские услуги (физпроцедуры, лечебная физкультура, массаж) в отделении социальной реабилитации оказывать перестали, а где и в каком порядке их получать детям-инвалидам, не определено. Вероятно, И. Д. Карачевская сочла данную неопределённость нарушением прав детей. После её визита предоставление медицинских услуг в центре возобновилось. Но пользоваться ими в здании на ул. Гагарина малыши смогут только до 17-го апреля. Что будет после, их родителям и рассказали на встрече в городской администрации.

- Если нам будет передано оборудование из центра «Защита детства», то организовать медицинскую реабилитацию на базе больницы с 17-го апреля мы сможем без проблем. И очень важно, что проходить реабилитация будет под контролем врачей, - сообщила главврач детской больницы Галина Дерябина.

По её словам, в лечебном учреждении и раньше планировалось открыть реабилитационные койки, только в 2016-м году. Но в связи со сложившейся ситуацией решено сроки сдвинуть, в областной минздрав соответствующая заявка уже отправлена. А пока детей-инвалидов будут принимать на неврологических койках педиатрического отделения
Принять медиков, которых сокращают из отделения социальной реабилитации, возможности нет, потому что своих работников - 42 человека - главврачу детской больницы пришлось недавно сократить.

Но, как отметил заместитель главы администрации Иван Малкин, медицинская составляющая реабилитации детей-инвалидов в детской больнице будет обширнее и профессиональнее , чем в центре «Защита детства», поскольку лечебное учреждение располагает своим новейшим оборудованием, а медицинских специалистов там, естественно, больше. Необходимое обучение для работы с детьми-инвалидами они пройдут.

Родители обратили внимание Галины Дерябиной на то, что их ребятишки не привиты от разных, в том числе и заразных, болезней - по состоянию здоровья им прививки противопоказаны. В общем больничном потоке малыши окажутся крайне уязвимыми. Главврач заверила, что «потоки» будут разделены, а передвижение детей- инвалидов по «чистому отделению» минимизировано.

Устроить детей в настоящий садик родителям предложили работники управления образования.
Малышей пригласили на психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определит, какой образовательный маршрут подходит каждому ребёнку. Если состояние его здоровья позволит посещать обычное дошкольное учреждение, то можно выбрать садик по месту жительства. Но основной упор сделали на детский сад компенсирующего вида №37. Заместитель начальника управления образования Светлана Фадеева сообщила, что он готов принять новых воспитанников.

- А если ребёнок неходячий, его возьмут в садик?

- А наш ни ходить, ни сидеть не умеет, его возьмут? - поинтересовались родители.
Нет, не возьмут. А в центр «Защита детства» брали, и особый уход за особенным ребёнком осуществляли. В связи с этим родители снова подняли вопрос: зачем оптимизировать идеально оптимальное учреждение?

Заместитель главы администрации снова рассказал, что 1-го января 2015-го года вступил в силу 422-й федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вместе с федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» он чётко отделяет медицинские услуги от социальных. Соцучреждения, коим является комплексный центр социального обслуживания населения города Кузнецка (отделение социальной реабилитации несовершеннолетних - его филиал), не имеют права оказывать медицинские услуги. И лицензии на это у них нет.

- А почему в других городах и после вступления в действие этих законов работают учреждения, в которых инвалиды и социальную, и медицинскую реабилитацию получают? - спросили родители маленьких кузнечан с ограниченными возможностями.

И действительно, такие учреждения есть. Чего далеко ходить - в Пензе успешно продолжает работать областной реабилитационный центр для детей и подростков, осуществляющий комплексную (социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую и социально-бытовую) реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 18-ти лет. Данный центр относится к учреждениям социальной защиты населения. Но «медицинскую составляющую из него не изгоняют». Почему в этом учреждении можно услуги совмещать? Потому что оно государственное и лицензию на осуществление медицинской деятельности имеет.

Может ли существовать подобное муниципальное учреждение? Может. В Новосибирской области работает МБУ «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся», оказывающее услуги медико-социальной реабилитации. В 2015-м году его решили не реорганизовать, а «расширить». Строительство пообещал взять под личный контроль уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов.