В «Любимой газете» №143 от 8-го декабря 2015-го года была опубликована заметка «Льготы - адресно» информационного агентства «Росбалт», в которой говорилось о принятом во втором чтении законе, касающемся различных категорий льготников. Время прошло, закон в силу вступил, хотя ощутимых изменений это не принесло.
Федеральный закон Российской Федерации от 29-го декабря 2015-го года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внес изменения в законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О государственной социальной помощи» и «Об образовании в Российской Федерации».
Принятие закона, по словам его инициаторов, обусловлено необходимостью экономии бюджетных средств и как следствие - оптимизации всевозможных выплат. В пояснительной записке к проекту закона неоднократно говорится о том, что граждане буквально злоупотребляют мерами социальной поддержки, в частности «незаконно обогащаются», регистрируясь в зонах, загрязненных радиацией, «непосредственно перед рождением ребенка или сразу после него с целью получения пособия». И чтобы сберечь бюджетные деньги и поддержать действительно нуждающихся, и был принят этот закон.
Так, согласно изменениям, внесенным в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», меры социальной поддержки предоставляются при условии постоянного проживания (а не регистрации!) в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение или в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в течение определенного времени.
Из закона «О ветеранах» исчезло понятие «Ветеран государственной службы», так как, по мнению авторов закона, эти ветераны получали звание «Ветеран труда» на тех же основаниях, что и остальные трудящиеся граждане. Теперь ветеранами труда будут являться граждане, имеющие соответствующее удостоверение и «награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин» (выделены новшества, внесенные в закон).
Из закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» исчезло понятие «ежемесячное пособие на ребенка», именуемое в народе «детскими». Теперь оно называется просто «пособием на ребенка», условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в три месяца) устанавливаются регионами. Как сообщила начальник отдела социальной защиты населения администрации г. Кузнецка, нашим регионом (Пензенской областью) пока никаких новых законодательных актов, регулирующих выплату пособий на детей, не принято, поэтому это пособие выплачивается на прежних основаниях (см. ниже).
Родителей наверняка заинтересует еще одна статья нового закона - 7-я, касающаяся родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, то есть платы за детсад. Согласно изменениям, внесенным в п. 5 статьи 65 закона «Об образовании в Российской Федерации», компенсация этой платы не «выплачивается», а «предоставляется», а ее размер и условия предоставления устанавливаются «законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». В частности, субъект вправе устанавливать критерии нуждаемости (то есть условия, при которых родитель может рассчитывать на предоставление компенсации). На данный момент, опять же, никаких изменений, касающихся предоставления компенсации, региональный парламент не учреждал, поэтому пока компенсация предоставляется всем родителям - 20% на первого ребенка, 50% на второго и 70% на третьего и последующих детей - независимо от их материального положения.
Для «совершенствования учета прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки, гарантии, выплаты и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами», закон предусматривает создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Эта система «будет содержать полные сведения обо всех мерах социального обеспечения, мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер, а также их возможных объемов в натуральном либо в денежном выражении и иные сведения». Таким образом, видимо, законодатель надеется не допустить случаев «переполучения» различных видов соцпомощи недобросовестными гражданами...
Статьи закона, касающиеся «чернобыльцев» и ветеранов труда, вступят в силу 1-го июля этого года, касающиеся создания ЕГИССО - через два года, с 1 - го января 2018- го. А вот на детях можно начать экономить уже сейчас.
По критериям нуждаемости
Общество / 20 января 2016 в 00:12 / Марина Гречина