С 1 по 3 апреля в Санкт-Петербурге проходил IV медиафорум Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость». Мероприятие собрало более 500 представителей независимых СМИ из всех регионов страны. Завершился форум традиционной встречей журналистов с Президентом России Владимиром Путиным.

Смена тональности

Этот медиафорум был вторым, в котором мне довелось участвовать. Опыт небольшой, но сравнения делать позволяет. И морально готовит к встрече с главой государства: как должное принимается досмотр, проверка документов, запрет на фотокамеры и диктофоны. И уже есть понимание, что шансы задать вопрос президенту малы. Но что настолько ничтожно малы! Общение Владимира Владимировича с региональными журналистами на этот раз было заметно короче, чем в прошлом году. В. В. Путин сразу предупредил, что у него ещё запланирована встреча с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко и не хотелось бы заставлять коллегу ждать.
В итоге из зала было задано всего 7 незапланированных вопросов (в 2016-м почти 20). Большую часть времени «съели» подготовленные выступления, заканчивающиеся вопросительной интонацией. Так, редактор интернет-сайта Ульяновской области достаточно долго рассказывала о своём участии в проекте Народного фронта «Дорожная карта» (на интерактивной карте отмечаются «убитые» дороги), а потом спросила президента, считает ли он, что эта карта может и должна стать некой рекомендацией и пособием для действий чиновников. «Ну, конечно, это очевидная вещь», – ответил Владимир Путин. На этом заседании он вообще призвал независимых журналистов дружить с чиновниками: «Мне бы очень не хотелось только, чтобы пресса и чиновничество шли друг на друга, как стенка на стенку, всё время. Я вас уверяю, что и среди людей, которые работают в административных структурах, очень много патриотично настроенных, порядочных, деятельных людей. И мне бы очень хотелось, чтобы вы видели в них поддержку, а они видели поддержку в вас У порядочного чиновника и у добросовестного журналиста одна общая цель – благо людей. Другой цели у нас с вами быть не может». Год назад Владимир Владимирович выразил такую же мысль в более резкой форме: «Свободная пресса может быть врагом только для жуликов, казнокрадов и преступников, а для власти как таковой, которая служит народу, не может быть такой ситуации».
Ведущие пленарного заседания объяснили, по какому принципу были отобраны запланированные вопросы: «У нас есть наша платформа, на ней сегодня зарегистрировано более двух тысяч человек, и мы обратились ко всем: «Какой бы вы вопрос хотели задать президенту?». Конечно, количество вопросов зашкалило, и мы постарались выбрать самые часто задаваемые». И вот теперь вопрос возник у меня: неужели многих собратьев по перу волнует отсутствие в календаре праздничных дат Дня волонтёра? Движение, конечно, замечательное. И прелесть его в том, что волонтёры обычно ничего не просят – сами помогают. Но вот журналистка из Воронежской области попросила национальный праздник для добровольцев. Президент немного удивился, но, отметив важность волонтёрства, идею поддержал: «Я правительству такое поручение дам, проработаем, тем более что это не требует никаких дополнительных бюджетных затрат».
Не известно, по какому принципу, но ведущие давали микрофоны и журналистам, поднимающим «индивидуальные» проблемы своих регионов. Таким образом корреспондентка из Бурятии попросила Путина построить в республике «Ледовую арену». Представительница Пермской области замолвила слово за местный театр оперы и балета, попросив для него грант. Затем сопредседатель центрального штаба ОНФ кинорежиссёр Станислав Говорухин предложил «сменить тональность и перевести наш разговор из академической формы в более динамичную». Динамичность, по его мнению, должен был придать блиц-опрос, составленный из самых лаконичных вопросов к президенту, которые участники форума накануне опустили в специальную урну. Благодаря этому блицу мы узнали, что Владимиру Владимировичу сложно вставать по утрам, на завтрак он предпочитает чай и кашу (кроме овсянки); каждый день слушает музыку Рахманинова, Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского; считает, что Родина начинается с мамы, а каждый ребёнок должен посмотреть советский мультфильм «Ну, погоди!».
– Там пропаганда курения, – напомнила другой сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева.
– У нас везде пропаганда. Важно, как это оценивать, как к этому относиться, – не растерялся глава государства.

В числе бессмертных

После шуточного опроса Говорухин в шутку «уволил» себя из режиссёров, передав эту функцию Владимиру Путину. Началась самая востребованная журналистами часть пленарного заседания: вопросы из зала. Вверх взметнулись сотни рук и табличек. Первому повезло редактору удмуртской газеты. Своей радости он сдержать не мог: «Седьмой раз участвую на мероприятиях с вашим участием. Меня журналисты-коллеги уже начинают саркастически подкалывать, говорят: «Чего ездишь, вопрос не задаёшь?». Я им и отвечаю: «Попасть на мероприятие с участием президента – это уже подвиг, а задать вопрос – это бессмертие». И, в принципе, не зря удача улыбнулась именно этому счастливчику. Его вопрос «Будет ли продолжена программа переселения из аварийного и ветхого жилья?» аплодисментами поддержал весь зал.
Президент рассказал об истоках данной программы: она появилась после того, как «были урегулированы финансовые споры с известной нефтяной компанией… И тогда часть средств, которые компания выплатила за жульничество с государственными налогами (не выплатила, а были выручены средства от
продажи этой компании), пошла в том числе на создание этого фонда, а затем и программы по расселению ветхого и аварийного жилья. И она оказалась очень эффективной, это правда. Мы сделаем всё для того, чтобы её продолжить. Но сейчас я не буду говорить ни объёмы, ни сроки, потому что это касается конкретных бюджетных обязательств, а к этому нужно подходить очень аккуратно, особенно когда мы публично говорим о вопросах, которые ещё окончательно не сформулированы и не приняты. Но в целом я считаю, что это хорошая программа, её надо бы продолжить».
Второй из двух самых значимых, на мой взгляд, вопросов, прозвучавших на этой встрече, – о качестве и доступности современной медицины – задала представительница Еврейской автономной области: «У нас оптимизация проводится под лозунгом ликвидации всего, что есть ещё, что ещё может работать и должно работать для людей. И у нас одна просьба: найдите время спросить у наших новых властей, что им надо от  народа и зачем они лишают нас здравоохранения?».
И в общем-то зал тоже единодушно присоединился аплодисментами к этому обращению, но Владимир Владимирович отметил, что «такие процессы» происходят только в конкретном регионе. «В целом по стране, несмотря на наличие большого количества проблем в медицине, всё-таки мы наблюдаем определённое движение вперёд. Если бы этого не было, у нас не было бы такой рождаемости, у нас не было бы минимальной материнской и детской смертности. Просто такого бы не было, этого невозможно было бы добиться». Судя по словам президента, он не считает оптимизацию здравоохранения принципиальной ошибкой государства: «Оптимизировать нужно, но нельзя это делать таким образом, чтобы люди были лишены доступа к медицинской помощи».
Журналист из Свердловской области обратился к президенту с просьбой вернуться к прямым выборам мэров (народным голосованием) и к выборам депутатов только по одномандатным округам. «В Свердловской области прямые выборы убрали, и в депутаты простому смертному не попасть», – сказал представитель прессы). Позже эту тему он развил в своей статье о медиафоруме: «Отлучая нас от влияния на нашу жизнь в своём родном городе, передавая управление олигархам и их ручным командам в практически оккупированных органах так называемого местного самоуправления, передавая выборы местного главы губернаторским структурам и местным владельцам заводов, газет, пароходов, власть всё больше отдаляется от людей. Я бы очень хотел, чтобы власть верховная поняла всю опасность таких преобразований».
Президент журналиста понял, заметив, что прямых выборов никто не запрещал. Способов формирования органов власти несколько. «Можно, конечно, это всё ликвидировать федеральным законодательством, решить вопрос и вернуть всех в одно русло или в одно стойло, но не хотелось бы. Хотелось дать возможность людям на местах выработать наиболее приемлемые именно для этого региона способы формирования органов власти, – сказал В. В. Путин. – Что касается крупных предприятий и других – городообразующих, посёлкообразующих и прочих, – вы знаете, они всё равно ведь будут влиять. Я думал над этим. Они всё равно будут влиять, даже если это будет прямое тайное голосование всего населения. Вы правильно говорите, у них финансовый, административный ресурс, у них влияние на свои трудовые коллективы. Всё равно влияние будет. Мы с вами должны придумать такие формы прямой демократии, которые бы эффективно работали и минимизировали бы эти риски. Но подумать нужно, конечно.

Счастливая Мордовия и Крым как любовь

Прозвучали на заседании и благодарности Президенту России. Представители Крыма сказали Путину спасибо за присоединение к России, представительница Мордовии за… санкции: «Мордовия, наша республика, аграрная, и это поспособствовало развитию агропромышленного комплекса. Продолжится ли поддержка аграриев? Это очень важно, это способствует действительно развитию, и мы видим по нашей республике, что мы стали выше». Наверняка радостную журналистку ещё больше порадовал ответ Владимира Владимировича. Он сказал, что и когда санкции закончатся, «мы будем вечно ограничивать доступ на наш рынок тех товаров, которые мы можем сами производить. Мы же не всё подряд ограничиваем и не из всех стран, а ограничиваем только, прямо скажем, выборочно. Мы воспользовались, по большому счёту, этими санкциями для того, чтобы нанести ответный удар, и так, чтобы он нам не вредил, а только помогал. Мы и в будущем будем исходить только из этого принципа. Будем делать всё, что идёт нам на пользу, и 
стараться не делать ничего, что нам мешает развиваться. Аграриев, безусловно, будем поддерживать и в общем виде, и в целевом плане, имея в виду, что поддержку будем оказывать малым предприятиям, фермерским хозяйствам».
А счастливые от присоединения севастопольские журналисты попросили бережного отношения к присоединённой природе: «Каким образом в динамично развивающемся Крыму, куда сейчас вкладываются огромные средства, и в Севастополе в том числе, куда строится мост, можно найти баланс между защитой экологии и этим развитием, чтобы не погубить то, что есть?».
«Вы ставите вечный вопрос. Всё равно что спросить, что такое любовь. Понимаете, это всегда противоречие между развитием и сохранением природы. Это нужно делать прежде всего крымским, севастопольским властям вместе с гражданами, определять порядок того, что и где можно и нужно строить, а где лучше воздержаться и сохранить уникальную природу Крыма, – ответил глава государства. – И нужно использовать новейшие технологии, нужно ужесточить градостроительные практики и нормы. То, что там понастроили в прежние десятилетия, даже не хочу комментировать, вы сами знаете и видите, это безобразие просто. Это потребительское отношение – ухватить любой ценой, несмотря на то, что будет дальше и как к этому будут будущие поколения относиться. Но сейчас есть уникальная возможность с нуля, внимательно и очень бережно подойти к решению этих вопросов».
Экологические вопросы чаще всего звучали на пленарном заседании. Центральной тема экологии в Год экологии была и на всём медиафоруме. О его работе читайте через неделю в следующем выпуске «Любимой газеты».