5 апреля в Кузнецке должен был пройти митинг против сноса домов, находящихся в зоне минимально допустимых расстояний от магистрального нефтепровода «Дружба-2». Митинг не состоялся. Его инициаторы сейчас сами не понимают, почему они отозвали заявку.
След Навального
К протестной акции жители, перед которыми маячит угроза лишиться жилья, готовились давно. Сначала они хотели провести митинг 21 марта одновременно с пермяками, которые уже несколько лет борются за место под солнцем (пока безрезультатно), и друзьями по несчастью из других регионов. Но глава администрации Кузнецка попросил людей отложить выход с транспарантами на несколько дней: у Сергея Златогорского была запланирована поездка в Москву и встреча с «большими людьми» по поводу проблемы маленького города. В столицу Сергей Александрович съездил, конкретного решения оттуда не привёз. «Заложники трубы» решили защитить своё конституционное право на жилище, воспользовавшись конституционным правом граждан России «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги» (ст.31 Конституции РФ).
22 марта люди собрались, чтобы обсудить организационные вопросы. На их сход пришёл второй руководитель Кузнецка – глава города Владимир Назаров, и уже он попросил жителей ещё немного подождать с митингом. Дескать, скоро представители АО «Транснефть» приедут в Пензу к губернатору Ивану Белозерцеву. И вот на этих переговорах выход из ситуации будет определён. Главе напомнили, что представители нефтяной компании с губернатором уже встречались 7 февраля, якобы договорились, что «безопасное проживание жителей Кузнецка вблизи нефтепровода может быть обеспечено не путём переселения, а посредством технического решения вопроса»… И ничего после этого не изменилось. «Не надо действовать на эмоциях. Я понимаю: душевная боль переполняет каждое ваше сердце… Но я ещё раз прошу меня услышать: давайте всё-таки дождёмся приезда представителей «Транснефти» и их переговоров с губернатором… Давайте пойдём законным цивилизованным путём», – упрашивал Назаров. Тщетно. Народ главу выслушал, но не послушал. Митинг назначили на
5 апреля. Между тем в Кузнецке кто-то запустил слушок, что данный митинг имеет отношение к акциям Навального. Слушок абсолютно бредовый: роль данной личности в российской истории, и даже коррупционная ржавчина, разъедающая основы государства, идущих на митинг не волнует. У них сейчас одна забота – дома свои сохранить.
«Хватит залазить на броневики»
Наверное, работники администрации Кузнецка «следа Навального» всё-таки не усмотрели: митинг согласовали и место для его проведения утвердили: центральную площадь. Граждане начали рисовать плакаты. Не отложили они кисти и когда узнали, что Иван Белозерцев встретился с генеральным директором АО «Транснефть- Дружба» Олегом Богомоловым. И снова была достигнута договорённость. И снова «размытая».
«Руководство компании «Транснефть-Дружба» выразило готовность разработать и реализовать все необходимые технические мероприятия, требующиеся для обеспечения безопасности жителей г. Кузнецка. «Люди должны остаться жить в своих домах», – резюмировал глава региона» – такая информация была опубликована на сайте областного правительства 29 марта. А на следующий день глава администрации Кузнецка Сергей Златогорский на заседании городского Собрания представителей заявил:
– «Транснефть спроектирует и построит защитные сооружения в коридоре прохождения трубы на территории города, не затрагивая земельные участки и домовладения граждан. Об этом меня проинформировал губернатор. Когда он вернётся из командировки, сделает, наверное, официальное заявление. Считаю, что вопрос по ситуации с «Транснефтью» закрыт. Хватит залазить на броневики».
– А иски «Транснефть» отзовёт? – спросили депутаты.
– Очевидно, этот вопрос тоже оговаривался. Более подробно Иван Александрович, думаю, расскажет, – ответил мэр.
По понятиям
Подробных рассказов и официальных заявлений от главы региона не поступило до сих пор. Поступила от него личная просьба к кузнечанам не проводить митинг. По крайней мере, так сказал глава администрации Кузнецка С. Златогорский жителям «опасной зоны» на тайной встрече. Почему тайной? В ней приняли участие председатель правительства Пензенской области Н. П. Симонов, два его заместителя Д. В. Семёнов и В. И. Трохин… а на сайте правительства об этом рабочем визите в Кузнецк нет ни слова. Как говорят горожане, высокопоставленные гости и на встрече 2 апреля были немногословны. В основном говорил и доказывал кузнецкий мэр. Всех собравшихся глава убеждал, что митинг – это «не наш метод», потому что не тот сейчас случай. Пока АО «Транснефть» идёт навстречу, не надо её злить публичными протестами, иначе хуже будет… (Хотя каким образом нефтяники смогут ещё больше навредить людям, на которых иски в суд уже поданы? По второму иску подадут?) Губернатору же, который старается решить проблемы кузнечан, митинг вообще будет как нож в спину. Нехорошо это. Не «по понятиям». Участники встречи утверждают, что глава администрации использовал именно это выражение. Дескать, сейчас и руководство «Транснефти», и представители городской, областной власти по отношению к домовладельцам ведут себя по понятиям, а если неблагодарные граждане на «площадь выйдут – это будет не по понятиям». Понятно?
Златогорский дал слово офицера, что больше ни одного иска компания «Транснефть» не подаст на жителей зоны минимально допустимых расстояний. Что несколько странно. Значит, для 24 семей, которые уже судятся, жить рядом с трубой опасно, а остальным 94 нет? «Попавшим под раздачу» пообещали бесплатных защитников и пожелали продолжительных процессов, чтобы нефтяники успели воплотить техническое решение. Юристы Ольга Александрова и Анна Иньшова заметили, что продлевают рассмотрения экспертизы, которые стоят денег: 60 – 80 тысяч. Назначить их по каждому делу, а тем более оплатить гражданам будет сложно. Но если администрация Кузнецка выйдет с иском к АО «Транснефть» с требованием вынести опасный объект с территории города, то будет назначена одна большая серьёзная экспертиза, и все «индивидуальные иски» будут надолго «заморожены». Мэр на это замечание не отреагировал. Не получили жители чёткого ответа и на вопрос, к какому результату приведёт техническое решение. Защитные сооружения зону минимальных расстояний «не отменят», только сократят её. Насколько? Если с 200 метров до 170 – это не решение проблемы. А если до
8 метров… то в каких документах, нормативах эта возможность предусмотрена.
– По сути, нам ничего конкретного не сказали, ни на один острый вопрос не ответили, – подытожил один из участников тайной встречи.
– Нам ведь ничего существенного не пообещали. «Всё будет хорошо» и всё. Почему мы отменили митинг, объяснить не можем, – сказала ещё одна горожанка. С группой жителей, назначивших и отменивших протестную акцию, я встретилась вечером 5 апреля. Проанализировав ситуацию и придя к выводу, что причин для отзыва заявки не было, они предположили, что Сергей Златогорский обладает экстрасенсорными способностями: загипнотизировал народ.
– Просто нам очень хотелось верить в хорошее. И мы поверили. Ну и испугались: вдруг на самом деле хуже будет, если мы «Транснефть» митингом разозлим, – выдвинула реалистичную версию ещё одна моя собеседница.
Кузнецк – опухоль?!
Злить мощную корпорацию нельзя. А плевать в Кузнецк и кузнечан, получается, можно?
31 марта, уже после того, как Иван Белозерцев встретился и договорился с генеральным директором АО «Транснефть - Дружба», в Youtube вышел
11-минутный ролик «А и Б сидели на трубе». Его авторы провели, как они говорят, журналистское расследование на месте. Около 2 недель назад в город действительно приезжала съёмочная группа. На вопрос жителей, что это за компания такая «INFORM-24», журналистка туманно ответила, что они с оператором выполняют заказы. Кто заказал фильм про «А и Б», становится понятно с первой минуты просмотра. В нём провозглашается высшая ценность: «нефтепровод сейчас как никогда важен для России». Довод, что нефтепровод «Дружба-2» в 1973 году был незаконно проложен в черте города, называют необоснованным. А виновных «журналисты-следователи» нашли и указали однозначно: «…что происходит в головах людей, которые всеми правдами и неправдами строили, а другие разрешали строить жильё, прекрасно зная, что дома будут стоять на пороховой бочке». «…Неразбериха и безответственность властей в 90-х + известное русское авось породили ловушку…».
В выражениях и кадрах авторы ролика не стесняются. «Магистраль положена много лет назад. Город по попустительству властей как опухоль разросся самостроем». А «Транснефть» представлена как добрый доктор, спасающий «целый болеющий посёлок, отстаивая болезненное для людей, но необходимое решение». Причём доктор этот не терапевт, а хирург. «Нефтепроводчики склоняются к сносу опасного жилья». (Заметьте: опасными уже оказались дома, а не труба, по которой течёт взрывоопасное топливо. Так кто кого от чего спасает?) И тут же крупный план таблички «Оказание помощи бездомным».
Но ведь после переговоров
29 марта губернатор Пензенской области резюмировал: «Люди должны остаться жить в своих домах». Так каковы же реальные итоги рабочей встречи главы региона с господином Богомоловым?
Всё-таки кузнечане очень хотят получить непосредственно от Ивана Александровича Белозерцева официальное заявление и иметь точные представления: чего им ждать, на что надеяться. И ещё хотелось бы узнать, отменив митинг, жители действительно выполнили «личную просьбу губернатора»?