2 мая вице-президент ПАО «Транснефть» Михаил Маргелов после переговоров с губернатором Иваном Белозерцевым сделал официальное заявление: нефтепровод «Дружба-2» будет выведен за пределы города Кузнецка! Данное решение сродни благородному подвигу – представители нефтяной компании это явно дали понять на встрече с кузнечанами
3 мая.

Прекрасное близко

Благодаря СМИ до жителей Кузнецка хорошая новость долетела раньше, чем её авторы. Но слова «нефтепровод перенесут» граждане, чьи дома в конце прошлого года попали под угрозу сноса, готовы слушать бесконечно. И Михаил Маргелов повторил официальное заявление на бис:
– Начать перенос нефтепровода и нефтепродуктопровода из Кузнецка планировалось в 2024 году. Мы сдвигаем сроки, делаем корректировку в своих финансовых и производственных планах, чтобы провести нефтепровод «Дружба-2» в обход города Кузнецка. Мы осознанно идём на дополнительные затраты. Работы по переносу начнутся в 2019 – 2020 годах. То есть мы уже смотрим не в прекрасное далёко, а в реальное будущее.
Ещё более прекрасным сообщение вице-президента ПАО «Транснефть» делает то, что в феврале на подобной встрече даже о далёких планах переноса трубы речи не шло. Три месяца назад генеральный директор АО «Транснефть-Дружба» Олег Богомолов так и сказал кузнечанам, что он не видит оснований тратить огромную сумму на удаление «Дружбы-2» с территории города: «У меня есть заключение Ростехнадзора, есть все документы на безопасную эксплуатацию нефтепровода до 2024 года. Исходя из состояния трубы, я не вижу проблем в том, чтобы эксплуатировать её и после 2024… Технических обоснований на то, чтобы срочно вынести «Дружбу-2», нет. У неё нет с технической точки зрения проблем».
Второго мая О. В. Богомолов подтвердил, что нефтепровод покинет город досрочно, и назвал примерную сумму затрат. Сумма действительно огромная: «от 4 до 5 миллиардов рублей». А решение выделить её руководству «Транснефти» далось непросто: «Считается, что у нас денег валом: вынули из кармана и отдали. Поверьте, это не так, – сказал Олег Валентинович. – Для того чтобы сдвинуть сроки, мы должны перелопатить инвестиционную программу не только по «Дружбе», но по всей «Транснефти». Некоторые объекты в других регионах также стоят в очереди на реконструкцию, мы их отодвинули на более поздний срок». Ну а то, что приоритет был отдан Кузнецку, судя по высказываниям представителей нефтяной компании, – это заслуга губернатора Пензенской области. Видимо, нашёл Иван Белозерцев какие-то важные аргументы, весомые доводы на закрытых встречах… Либо глава региона – виртуоз сложных переговоров: уговорить оппонентов расщедриться на 4 – 5 миллиардов в сложное экономическое время – это, несомненно, высший пилотаж. Впрочем, руководители крупнейшей российской корпорации позиционируют себя не оппонентами, а надёжными партнёрами.
– Мы в Пензенской области всерьёз и надолго, – заявил Михаил Маргелов. – Через Пензенскую область компания «Транснефть» перекачивает 95 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. За 2015 – 2016 годы в бюджет Пензенской области мы заплатили налоги на сумму 1,2 миллиарда рублей. В ближайшее время мы переводим в Пензу из Сызрани своё районное управление. Соответственно, это строительство, это как минимум 400 рабочих мест, создание транспортного предприятия, базы спецтехники, базы обслуживания… Большая инфраструктура.
Также вице-президент ПАО «Транснефть» порадовал кузнечан сообщением, что компания приступает к реализации 4 социальных благотворительных проектов на территории Пензенской области, точнее на территории Пензы. Примерно 37 миллионов рублей нефтяники вложат в ремонт губернского лицея, пензенского колледжа, станции юных туристов (четвёртый объект уточняется).
Кузнечане порадовались за пензенцев и вернулись к своему наболевшему.

«Установлено, что магистральный нефтепровод «Дружба-2» 26.07.1973 введён в эксплуатацию. В нарушение действовавших на период его строительства и ввода в эксплуатацию строительных норм и правил указанный нефтепровод был проложен через территорию г. Кузнецка Пензенской области. При этом в его охранной зоне, ранее составлявшей 150 м, располагалось 33 индивидуальных жилых дома».
(Из ответа первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксмана депутату Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Николаеву Н. П.)

Иски не происки, а страховка

Беседа нефтяников с жителями, чьи дома находятся в зоне минимально допустимых расстояний от оси нефтепровода, была более продолжительной, чем пресс-конференция М. Маргелова в областном правительстве. В отличие от пензенских журналистов кузнецких домовладельцев интересовало не только стратегическое решение, но и детали: каковы гарантии чудесного спасения города от опасного объекта? Остановит ли «подвиг» «Транснефти» судебные тяжбы? На кого возложат оплату судебных издержек? Всем ли гражданам удастся сохранить свои дома? Не на все «мелкие» вопросы были даны ответы, и не все полученные ответы граждан успокоили. Один так и огорчил сильно.
– Отзовёте ли вы иски из суда? – спросили участники встречи. (К производству принято 23 иска о сносе домов. Сейчас они приостановлены на время проведения экспертиз. Но время это истечёт на днях).
– Иски отозваны не будут, – отозвался Олег Богомолов.
– А новые не появятся? – с надеждой обратились к гендиректору АО «Транснефть-Дружба» кузнечане. (В зоне минимально допустимых расстояний находится более 100 домов).
– Я не могу сказать, что новых исков не будет. Пока что решение по дальнейшим действиям не принято.
М. В. Маргелов счёл нужным объяснить жестокосердие руководителей госкомпании, работающей в интересах страны и граждан. По его словам, 12 апреля этого года (а иски на кузнечан, напомним, были поданы в прошлом году) Ростехнадзор провёл большое совещание с руководством газовых и нефтяных компаний.
– Была чётко определена жёсткая позиция: все спорные вопросы между организациями и гражданами решать чисто в судебном порядке, – сообщил Маргелов.
– Но если на данный момент компанией «Транснефть» найден другой способ защитить свои права и интересы, – начала говорить юрист, представляющая интересы кузнечан в суде, Ольга Александрова.
– В первую очередь мы защищаем интересы граждан, – прервал её вице-президент ПАО «Транснефть».
Ольга Александрова уточнила, что иски в суд компания подала всё-таки в защиту своих законных прав и интересов, которые якобы нарушает нахождение жилых строений в зоне минимально допустимых расстояний. И снова спросила: если нашёлся другой способ, почему бы не отозвать иски?
Представители «Транснефти» ответили, что вынос нефтепровода – это не способ защиты чьих-то прав, а решение большой общей проблемы. Что же касается продолжения судебной истории…
– Я вам на прошлой встрече уже говорил, – напомнил Олег Богомолов, – по 116-му федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если произойдёт несчастный случай, к уголовной ответственности привлекут меня. Не вас, не домовладельцев, а меня – руководителя.
А если выяснится, что руководитель бездействовал, спокойно созерцая, как люди у трубы живут, его ответственность, наверное, ужесточится. Подача иска в суд – это действие.

Издержки благородства

Ещё одним действием «Транснефти» станет разработка и строительство защитных сооружений между жилыми домами кузнечан и нефтепроводом. Выполнить работы планируют уже в 2017 году. «При нестандартной ситуации нефть, вылившаяся из трубы, останется в защитных сооружениях, дальше не потечёт», – пояснил Олег Богомолов. Но, по его словам, данное техническое решение не позволит сократить зону минимально допустимых расстояний. Проблема остаётся, а значит, и иски в суде останутся.
Кузнечане поинтересовались, если домовладельцы проиграют суды, воспользуется ли мощная и, так скажем, не самая бедная в нашей стране организация своим правом требовать, чтобы судебные издержки оплатили ответчики?
– «Транснефть» не будет делать ничего, что ухудшило бы жизнь людей. Это я вам говорю как член правления компании. Это наша стратегическая позиция, – заверил вице-президент ПАО «Транснефть».
– А в данном конкретном случае? Госпошлина – 6 тысяч рублей. Стоимость экспертизы – около 30 тысяч рублей по каждому домовладению, – заострила внимание на важности этого вопроса Ольга Александрова.
– Мы, пролетая на вертолёте над этим районом, видели участки большие, дома хорошие... – заметил Маргелов.
– Там разные дома есть, – сказала юрист.
И люди в домах разные живут: есть обеспеченные граждане, а есть и одинокие пенсионеры, для которых 30 тысяч – это весь их доход за 5 месяцев.
Но применят ли дифференцированный подход к ответчикам, освободят от издержек всех или не сделают поблажек никому, руководители компании сказать были не готовы.
Зато Михаил Витальевич ясно дал понять, что требовать исполнения судебных решений (если они будут приняты не в пользу жителей) нефтяники не будут. А через несколько лет (в реальном обозримом будущем), когда нефтепровод будет пущен в обход Кузнецка, «статус» «зона минимально допустимых расстояний» с городской территории будет снят.
Поэтому кузнечанам дали совет набраться терпения, беречь нервы, не верить провокаторам и спокойно жить в своих домах с верой в лучшее, пока «Транснефть» занимается делом.

Проспект имени «Дружбы»

«Мы всё будем делать по закону, – подчеркнул Олег Богомолов. – Ни шага влево, ни шага вправо».
Главное, чтобы ни шага назад. Прослушав краткую лекцию о непростой экономической ситуации в стране и в российской нефтяной промышленности, кузнечане попросили гарантий. До 2019 года, конечно, немного осталось, но мало ли что… Вдруг по объективным причинам ПАО «Транснефть» откажется от решения, которое так порадовало губернатора Пензенской области, власть Кузнецка и жителей города?
Гости в один голос заявили, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Михаил Маргелов сообщил, что отношения с Пензенской областью теперь будут структурированы по-новому: «Разработано рамочное соглашение о сотрудничестве компании и региона, всё, что мы делаем и сделаем, будет прописано в рамках единого плана».
Также Михаил Витальевич пообещал «подкорректировать информационную работу» с тем, чтобы об основных шагах «Транснефти» в сторону переноса трубы за пределы Кузнецка горожанам было известно. Глава администрации Кузнецка Сергей Златогорский сказал, что примет непосредственное участие в оперативном информировании граждан. От себя лично градоначальник поблагодарил руководство госкорпорации за важное для Кузнецка решение. Кроме того, что опасный объект исчезнет из города, площадь населённого пункта увеличится за счёт этого.
– «Забацаем» на том месте, где лежала труба, проспект. Назовём его «проспект имени «Дружбы», – оптимистично закончил встречу глава администрации Кузнецка. Дома у кузнечан разные. И достаток людей, проживающих в «опасной зоне», неодинаковый. Оплатить судебные издержки пенсионерам будет сложно.