Кризис в строительной отрасли вынуждает специалистов этого профиля устраиваться на работу в небольшие строительные фирмочки с сомнительной репутацией. После чего люди остаются без трудовых книжек и обязательных отчислений во внебюджетные фонды, а за излишнюю строптивость получают ещё и судебные иски по неожиданной, казалось бы, статье «Неосновательное обогащение».

Не до жиру!

В редакцию «Любимой газеты» обратился Михаил Л. (все имена и фамилии в статье изменены в интересах главного героя и в связи с началом следственных мероприятий. – Прим. автора) с просьбой подробнейшим образом описать схему мошенничества, жертвой которого он стал волею судьбы, но в большей степени – по собственной неосторожности. Впрочем, когда человек остаётся без работы, а значит, без средств к существованию, то идёт на любые риски, лишь бы элементарно выжить.
А остаться без работы в кризисные времена легче простого. Попросил было Михаил весной 2015 года краткосрочный отпуск в своей строительной компании, где работал 7 дней в неделю, рассказал начальнику о матери в районе и покосившемся заборе в отчем доме, да так без работы и остался. Не из-за просьбы об отпуске, конечно, а в связи с категоричным отказом в его предоставлении. Вспылил тогда молодой человек, написал заявление на увольнение по собственному желанию и уехал к маме в Сердобский район. А по возвращении в город столкнулся с такой неприятной вещью, как безработица. Времена-то кризисные!
И вот в поисках трудоустройства забрёл Михаил на просторы Интернета и натолкнулся на объявление: «В строительную фирму требуется прораб, соцпакет и официальное трудоустройство гарантируем». Приехал по указанному адресу в офис, ознакомился с обязанностями, побеседовал с руководителем и, не теряя времени даром, при этом не давая окончательного согласия, выехал на объект строительства. Им оказался огромный коттедж в посёлке «Дубрава», принадлежащий владельцу этой строительной фирмы и к тому же далеко не последнему человеку в околовластных кругах Пензы. На первый взгляд, всё выглядело довольно благонадёжно. И Михаил согласился, подписал трудовой договор, но на руки второй экземпляр с подписью работодателя сразу не получил, а в дальнейшем и вовсе про него забыл.
Не смутило нашего героя и предупреждение, данное ему бывшим прорабом при передаче документации и строительных материалов. Мол, пока ещё не поздно, убирайся отсюда по добру по здорову, «хозяин» добросовестностью и порядочностью не страдает. Поэтому коттедж пользуется дурной славой у пензенских строителей. Но не послушался Михаил доброго совета, да, собственно, других-то вариантов работы на горизонте не предвиделось.

Делопроизводство «с душком»

И полетели трудовые будни. Основной задачей было благоустройство территории вокруг коттеджа: выложить дорожки из брусчатки, забор и т. д. Новый прораб закупал необходимые стройматериалы, инструмент, нанимал бригады рабочих, а те выполняли наряды. В общем, стройка кипела. Вот только оформление финансовых документов происходило по какому-то мутному принципу. Заработная плата рабочим выдавалась не напрямую, а через Михаила по расходно-кассовым ордерам, где фигурировала лишь фамилия прораба. Либо по распискам весьма сомнительного содержания. Будто не прораб, а физическое лицо берёт под свою ответственность в долг у «хозяина» определённую сумму денег. По такой же схеме выдавались деньги, потраченные на стройматериалы.
Но даже подобное ведение бухгалтерии снова особого опасения у Михаила не вызвало. Деньги вроде бы выплачивались стабильно, и шут с ними – нюансами.

Приходите завтра!

Первый звоночек прозвенел месяца через три от начала работы на объекте в «Дубраве». О смене машины Михаил подумывал давно, но всё никак не решался взять банковский кредит. Нынешняя зарплата вполне позволяла сделать это. Но, как известно, серьёзные кредитные организации требуют справку о доходах. За ней-то и отправился прораб в офис строительной компании. Но получить её сразу же не смог. Сотрудник компании сослался на занятость и предложил приехать через недельку. А потом ещё через недельку и ещё. Тут уже Михаил призадумался: на самом ли деле он официально проведён в организации? И после запоздавшего прозрения начались в работе сначала мелкие, потом всё большие неприятности. То выплаты зарплаты приходилось добиваться со скандалами, то «хозяин» стал придираться ко всему сделанному теми бригадами, которые нанимал Михаил.
Последний нелицеприятный разговор с «хозяином» состоялся за день до увольнения. Впрочем, о каком увольнении могла идти речь, если ни трудового договора, ни отчислений в фонды за полгода не было и в помине, да к тому же и трудовую книжку отказались возвращать, сославшись на её утерю.
Но «хозяин» при всех проявившихся трудовых нарушениях, тем не менее, стал «наезжать» на без пяти минут бывшего прораба. Мол, дорожка из брусчатки может плохо перезимовать и если вдруг проявятся по весне дефекты, то Михаил за свой счёт будет их устранять. На каком основании – непонятно. Угрозы молодой человек проигнорировал. Как говорится, хлопнул дверью и отправился на поиски новой работы.

Будет по-плохому

А по весне раздался телефонный звонок. Взвинченный голос «хозяина» в трубке пообещал Михаилу большие неприятности, если он не приедет и не устранит якобы появившиеся «косяки» за свои деньги. Ответ был отрицательный, и после этого «хозяин», казалось, отстал. И вот в августе 2016 года по месту прописки в Сердобском районе пришло извещение о начале двух судебных производств в отношении Михаила по иску строительной компании и… «хозяина». Оба истца заявили о неосновательном обогащении бывшего прораба на весьма круглые суммы. То есть спустя год всплыли из небытия те самые расходные ордера и расписки сомнительного содержания. По строительной компании – свыше 230 тыс. рублей, по «хозяину» – около 100 тыс. рублей.
Забегая вперёд следует отметить, что оба независимых друг от друга, на первый взгляд, суда Михаил проиграл подчистую. Как и два разных судьи Сердобского городского суда признали его в один и тот же день, 12 августа, обогатившимся незаконно. Почему мы делаем акцент якобы на разных судебных процессах, если ответчик, по сути дела, один и связка «компания – хозяин» тоже едина? Оказалось, всё не так просто. В судебные органы истцы пришли будто бы и не зная о существовании друг друга, каждый по отдельности, вот только интересы «незнакомцев» защищал один и тот же человек.
То есть с разницей в несколько часов в первом зале представитель компании утверждал, что Михаил получил на руки аванс за некие строительно-монтажные работы, которые не выполнил, от заключения договора подряда отказался и деньги не вернул. В другом – тот же представитель предъявлял суду долговые расписки «хозяина» и полностью отрицал его связь со строительной компанией.
В итоге везде молодой человек оказывался виновным. Вот так запросто брал деньги отовсюду и не отдавал. При этом интересны суммы в долг, взятые у «хозяина». Например, по 30 сентября 2015 года Михаил четырежды «стрелял» денежки круглыми суммами достоинством от 2 до 48 тыс. рублей и даже не круглыми – 5 428. Всего же за день набежало 62 428 рублей. Вырисовывался портрет какого-то странного должника, как, впрочем, и кредиторов. Совершенно непонятно, почему кредиторы целый год не обращались в судебные органы за возвратом денег? Чего выжидали?
Но суды не обязаны находить логику в поступках участников процесса. Не представил ответчик доказательств, на что брались деньги, будь то на зарплату рабочим или же на закупку стройматериалов, значит, виновен. А приобщённая к материалам дела рабочая тетрадь Михаила, где на семи листах скрупулёзно вёлся подсчёт денежных трат по объекту, на котором он трудился, по мнению судьи, «не является доказательством правомерности удержания денежных средств».

Кого винить, или Продолжение следует…

С учётом государственных пошлин незадачливому прорабу присудили выплатить около 330 тыс. рублей. Апелляционные жалобы в Пензенский областной суд остались без удовлетворения. Обращения, направляемые в течение года в правоохранительные органы, результата также не принесли, хотя налицо мошенническая схема по незаконному использованию человеческого труда с последующим отъёмом денежных средств. И кого же винить в этой истории? Однозначного ответа как всегда не получится. В немалой степени виновата сложная ситуация на рынке труда, благодаря которой люди попадают в объятия фирм и фирмочек с сомнительной репутацией и стараются не замечать нарушений трудового кодекса.
Но рассказ Михаила на этом не закончился. Буквально неделю назад его вызвали в следственные органы. Выяснилось, что «хозяин» прокололся на другом виде мошенничества, а значит, вся его «деятельность» на сегодняшний день подвергается тщательному расследованию. По словам молодого человека, его случай попал в поле зрения следователей после того, как в офисе строительной компании было найдено с десяток подготовленных судебных исков по аналогии с его делом. Мошенники не успели пустить их в производство. Кроме того, были найдены документы, подтверждающие факт работы Михаила в этой компании, и другие долговые расписки, видимо, ожидавшие своего часа. В общем, идеальная схема, позволяющая и жить безбедно, и фактически бесплатно выстраивать себе дворцы.

P. S. В редакции «ЛГ» имеются документы ещё по одному аналогичному случаю с участием тех же истцов. Интересно, сколько всего таких должников поневоле?