С заботой о безопасности журналистов
За день до обозначенных событий на электронный адрес «Любимой газеты» пришло весьма интригующее приглашение от ОАО «ЗиФ плюс», где журналистам предлагалось совершить некий пресс-тур по территории предприятия и зафиксировать вопиющие факты вандализма, как последствия рейдерского захвата. Почти все станки, говорилось в сообщении, «имеют одинаковый характер разрушений: разбиты пульты управления, двигатели демонтированы со станков и разбиты рядом с ними, как орехи. Со всего оборудования снят цветной металл, украдены кабели связи и электроснабжения, а многие дорогостоящие станки, в том числе мобилизационного назначения, были вывезены в неизвестном направлении». Таинственности в текст добавляла фраза «мероприятие перенесено с 13 июня на 14 июня в целях повышения безопасности его участников».
А ещё за неделю до этого «Любимая газета» в материале «На бывшем ЗиФе стреляют» рассказала, по сообщению пресс-службы предприятия, о том, что 25 мая группа неизвестных лиц в количестве 20 человек с использованием огнестрельного оружия вынудила контролёров ОАО «ЗиФ плюс» покинуть пост охраны и взяла, что называется, власть над заводом в свои руки. Однако комментарий полиции, казалось бы, на столь резонансное происшествие для Пензы (не часто в городе стреляют!) последовал в достаточно сдержанной форме. Мол, поссорились два хозяйствующих субъекта на общей территории. А применялось оружие во время конфликта или нет, информация проверяется.
К слову сказать, в серьёзность сообщений о рейдерском захвате, разграблении цехов, даже перестрелке верилось с трудом и расценивалось не иначе как умело разыгранный фарс тольяттинским собственником ОАО «ЗиФ плюс» Виктором Поповым. И небезосновательно. В течение последнего года «Любимая газета» неоднократно освещала ситуацию с невыплатой зарплаты работникам этого предприятия. И от бывших сотрудников часто приходилось слышать, как с завода регулярно в течение двух лет уходили машины, загруженные металлоломом и оборудованием. О каком же тогда разграблении может идти сегодня речь, если «вывозили» не один год?
Но, приехав 14 июня к 9.00 к воротам ЗиФа и понаблюдав за ситуацией на протяжении четырёх с половиной часов, от версии фарса пришлось отказаться. И укрепиться во мнении, что нынешние события – есть результат того бардака, который начался с уходом государства из промышленности в начале 90-х годов. Этот бардак продолжается и по сей день. Но печальней всего, что все к нему привыкли. Потому для Пензы любая новость о полуразрушенном и растерзанном ЗиФе давно не считается сенсацией.
От флагманов к банкроту
Сто лет назад в годы Первой мировой войны император Николай II подписал Указ о строительстве в Пензе 3-го трубочного завода, который должен был стать для России стратегически важным предприятием. И он стал таковым, но уже для советской России после двух революций и Гражданской войны. И выпускал самый технологически сложный элемент в боеприпасе – взрыватель. По статистике, каждый третий боеприпас в годы Великой Отечественной войны – мина, снаряд, граната – был оснащён пензенскими взрывателями, выпускаемыми зифовцами. Доблестный труд заводчан был отмечен правительством на высоком государственном уровне – орденом Ленина и орденом Октябрьской революции.
Уход государства из оборонной промышленности в 90-е годы и курс на акционирование и дальнейшую приватизацию пагубно сказался на ЗиФе. Видимо, не повезло ему с эффективными управленцами, радеющими за предприятие. Как такую «махину», куда государство десятилетиями вкладывало миллионы и где работало свыше 14 тыс. человек, на балансе которой находилось два десятка социальных объектов, смогла бы содержать никому неизвестная организация родом из Тольятти?
Безусловно, не могла. К моменту прихода ОАО «ЗиФ плюс» в 2003 году, учредителем которого является тольяттинское ЗАО «Полад», от многого заводу помогли уже освободиться:
14 садиков, санатория и профилактория, двух фабрик-кухонь. Но тенденцию на окончательный развал предприятия эта организация только продолжила.
За годы своего активного существования численность работающих на ОАО «ЗиФ плюс» неукоснительно сокращалась. К июню 2016 года штат сотрудников не превышал 350 человек. Из-за накопившихся многомиллионных долгов завод был отключен от энергоресурсов.
Также сложилась задолженность по арендной плате за землю и оборудование. По заработной плате долги составляли около 35 млн. рублей. В июле начались массовые увольнения по инициативе работодателя. Причём основанием служила статья 33 Трудового кодекса РФ, за прогулы. К ситуации подключилось областное правительство, прокуратура и судебные приставы.
Но только в марте 2017 года председатель правительства Николай Симонов на пресс-конференции перед журналистами объявил, что долги перед работниками в основном погашены. А производственная площадка ОАО «ЗиФ плюс» по ул. Ленина, 3 фактически не имеет шансов на восстановление.
Губернатора-то и не заметили
Тем невероятней прозвучали слова исполнительного директора ОАО «ЗиФ плюс» тольяттинца Владимира Генералова утром
14 июня 2017 года перед закрытыми на цепь воротами с табличкой другого предприятия – ОАО «ЗиФ». В частности, он заявил, что стратегическое предприятие, хоть и находится в процессе банкротства, полностью расплатилось по долгам по заработной плате, получило новый оборонный заказ, готово материально и технически к его исполнению, но третьи лица препятствуют этому. Причём ещё с июня 2016 года! Но об этом ОАО «ЗиФ плюс» скромно умалчивало почти год, надеясь решить проблему своими силами. Однако рейдеры распоясались не на шутку и уже не пропускают работников на территорию завода, где в собственности предприятия находится 20 объектов.
Но сегодня в присутствии сотрудников Росгвардии, полиции и журналистов всё должно было получиться. К сожалению, для участия в «прорыве» не были приглашены представители областной исполнительной власти. По словам Генералова, правительство не учитывает их желания, потенциал и совершенно не хочет признавать заказанное эффективное японское оборудование. В общем, ни под каким предлогом не идёт навстречу руководству ОАО «ЗиФ плюс», так же, как и судебные приставы, наложившие арест на пять объектов в счёт погашения долгов. В их числе ворота и забор, протяжённостью свыше 3 км.
Более того, не смог припомнить исполнительный директор, чтобы пензенское правительство занималось проблемой выплаты задолженности по заработной плате. Но отрицать участие губернатора, после уточняющего вопроса, всё же не стал.
История с музеем – утка, а награды не пензяков
Вызывало недоумение тольяттинцев и негативное отношение пензяков к иногороднему собственнику. Ведь не какой-нибудь там заграничный, а свой, почти родной, и такое ничем не скрываемое недоброжелательное чувство. Единственным представителем в этой компании с пензенской пропиской оказалась юрист Елена Пряжкина, заставшая флагман оборонной промышленности ещё в начале 1980-х годов. Но ностальгии к тем временам Елена Владимировна, как выяснилось, особо не питала.
С ней у корреспондента «Любимой газеты» вышел спор о плачевном состоянии заводского музея, виновником которого явно вырисовывался нынешний собственник. Все разговоры о музее – утка, безапелляционно заявила юрист, а все награды принадлежат нынешнему собственнику и советские трудовые победы пензяков – не в счёт. Получалось, и все попытки Общероссийского народного фронта, предпринятые в 2015 году по спасению музейных экспонатов от разграбления и уничтожения, – тоже утка. Как и поиски нашей редакцией заводских орденов с подачей заявления на розыск в полицию. Если собственник пренебрежительно относится к пензенской истории, о каком доброжелательном отношении к нему может идти речь?
Ответственный хранитель
Тем временем по другую сторону ворот находились трое граждан плотного телосложения в камуфляжной форме и с умиротворёнными лицами наблюдали за толпой, образовавшейся перед входом. Пару раз исполнительным директором Генераловым предпринимались попытки «штурма» путём спиливания ножовкой цепей, но охрана тут же их пресекала. В течение трёх часов простаивания перед воротами картина происходящего становилась всё абсурдней. Тольяттинцы писали заявления и давали показания полиции. Искали новые способы сломать, перепилить или перекусить злосчастную цепь. Но желаемого результата не добивались.
И как-то незаметно во всей этой суете возник новый персонаж. Некий Александр Трусов, бывший начальник отдела информационных технологий ОАО «ЗиФ плюс». Он пояснил, что долги по зарплате полностью не погашены. На исполнительном производстве у судебных приставов находится 402 дела. В связи с чем судебные приставы передали ему, как физическому лицу – кредитору, на хранение арестованное имущество, в том числе и ворота. Без лишних эмоций в адрес тольяттинцев Александр привёл журналистам информацию Министерства обороны, которое ещё год назад проанализировало текущее состояния предприятия. И указало чётко – «военное представительство считает невозможным выпуск продукции оборонного назначения надлежащего качества предприятием ОАО «ЗиФ плюс» как минимум по
11 причинам. А за наглядными доказательствами предложил пройти на территорию завода. И охранники любезно пропустили журналистов. Тольяттинцы остались ждать.
Каких-либо сенсаций полученные фотоснимки не произведут. Снаружи и внутри арестованных объектов царила разруха. Поломанного высокотехнологичного оборудования не было замечено. В основном в цехах находилась единичная техника советского периода со Знаком качества СССР. Клумбы и газоны до сих пор хранят отпечаток людской заботы. Кое-где цветут ирисы и пионы. Впрочем, после возвращения представители «ЗиФ плюс» упрекнули Александра Трусова за то, что журналистам показывал совсем не те объекты. Возможно, но основная проблема кроется всё же в другом. Нет ясного ответа о дальнейшем использовании этой промзоны. То есть разрушено почти всё до основания. А что затем?
Пирог исхудал, но всё так же сладок
На сегодняшний день на площадях бывшего ЗИФа располагается имущество как минимум пяти собственников. Тем не менее земля под объектами принадлежит государству, поскольку является частью оборонного комплекса. И только сейчас государство об этом стало вспоминать и через суды доказывать незаконность проведенной в 90-х годах приватизации. А пока эти собственники играют в своеобразную рейдерскую войну с «захватами», «стрелялками», «штурмами» и так далее. При этом скромно обходя стороной судебные органы в разрешении конфликтов мирным путём.
К примеру, здание заводоуправления – объект культурного наследия, якобы принадлежит некоему лицу армянской национальности. Но это лицо содержит культурное наследие регионального значения в ненадлежащем виде. Однако санкций к нему не применяется. В свою очередь, другой культурный объект – водонапорная башня – усеяна антеннами сотовых операторов. А в дополнение между этими собственниками государственного пирога, сильно исхудавшего под воздействием их экономической деятельности, лавируют бывшие работники в надежде получить законно причитающиеся денежные выплаты.
P. S. Уже на выходе из этого театра абсурда специалист пресс-службы ОАО «ЗиФ плюс» Вячеслав попросил написать объективную статью о происходящем. Что ж, мы постарались быть максимально объективными.