После публикации двух статей под общим названием «Эхо Леонидовки» в редакцию «Любимой газеты» обратился житель села Леонидовка Пензенского района Виктор Фёдорович Храмкин, чтобы рассказать о проблемах своего села и ещё раз вспомнить о федеральной программе уничтожения химического оружия, в рамках которой только на Пензенскую область было выделены порядка 34 млрд. рублей.

Старая, но не забытая

От Пензы до станции Леонидовка чуть меньше 30 минут езды на электричке. На железнодорожной платформе корреспондент «ЛГ» обращает внимание на мужчину преклонного возраста, издали дружественно машущего рукой. «Я сразу узнал в вас журналиста», – начинает разговор Виктор Фёдорович и приглашает внутрь стареньких, видавших виды «Жигулей», галантно открывая переднюю дверь машины. До рейсового автобуса на Пензу в запасе 3 часа, но мой новый знакомый уверен, что экскурсия по проблемным местам займёт в половину меньше времени. «Успеете ещё пообщаться с нашим поселковым главой Ольгой Булатовой, если застанете на месте», – иронично замечает Виктор Фёдорович.
История села небогата на события и личности. По материалам книги пензенского краеведа Михаила Полубоярова «Весь пензенский край», Леонидовка «поселена в первой половине
ХIХ в., предположительно, военным писателем-историком Александром Ивановичем Михайловским-Данилевским (адъютантом М. И. Кутузова в 1812 г.) на
р. Инре. Село названо по имени его сына Леонида. Недалеко от села в 1874 г. основана одноименная железнодорожная станция. В 1864 – 77 гг. при деревне имелся винокуренный завод, паровая мельница, солодовня».
На сегодняшний день село приобрело народный статус «старая» Леонидовка. Из него давно уехали практически все коренные жители. Массовый отток начался в 60-е годы, когда по соседству застраивался Заречный. На сегодняшний день, по словам Виктора Фёдоровича, в селе круглогодично проживает всего 5 человек. Основной же состав – дачники, которые приезжают на поселение с ранней весны и до поздней осени. И их с каждым годом становится только больше. Возвращаются люди к истокам, к земле.

Году экологии помогает природа

Сам Виктор Фёдорович такой же дачник, но не пришлый, а родом из этих мест, как и его супруга. Нашу экскурсию он начинает по местам несанкционированных свалок и заодно знакомит с сельскими дорогами. Собственно, их и нет, как не было двадцать и сорок лет назад. Но с началом строительства завода по уничтожению химического оружия в Леонидовке по этим «дорогам» регулярно проезжали большегрузы со строительным материалом. И плохонькие дороги превратились в очень плохие. А после дождей за руль лучше и не садиться, как и в засушливое лето. Дорога-то песчаная.
Замечаю своему собеседнику, что на первый взгляд сельский пейзаж только радует. И где в такой красоте взяться мусору? Виктор Фёдорович останавливает машину и ведёт от дороги метров на десять в поле. За молодой пушистой сосенкой обнаруживаем первую свалку. Причём она явно не разовая, а кто-то регулярно сюда наведывается. Это зелень прикрыла все мусорные безобразия, объясняет дачник, а не будь её, то по сторонам лучше и не смотреть. По направлению к речке Инра в канаве свалены бутылки от горячительных напитков пензенского производителя. Действительно, если приглядеться повнимательнее, картина предстаёт совершенно иная.

По проекту «Объект 1728» ждали асфальт

Подъезжаем к местному стратегическому объекту – каптажу, расположенному перед въездом в село. По словам Виктора Фёдоровича, именно благодаря его существованию для Леонидовки мог настать «звёздный час». При строительстве завода в Леонидовке от станции до каптажа должны были построить хорошую дорогу и обустроить гидротехническое сооружение по современным нормам. Об этом дачнику Храмкину в 2007 году рассказали строители, которые монтировали бетонные столбы линии электропередачи на станции Леонидовка по программе УХО. Для дачников, безусловно, особую ценность представляла дорога. И ждали её на протяжении нескольких лет. А когда устали ждать, написали в 2011 году коллективное письмо на губернатора Василия Бочкарёва. Но в ответ получили весьма странный документ – копию письма за подписью бывшего заместителя председателя правительства Николая Ащеулова (скоропостижно скончался в октябре 2012 года. – Прим. автора), адресованное ещё в 2006 году начальнику Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Валерию Капашину.
Согласно этому документу, правительство Пензенской области просило федеральное ведомство исключить из проекта «Леонидовка» следующие пункты: строительство дороги с твёрдым покрытием к каптажу, изменение затрат на капремонт самого здания каптажа, строительство станции обезжелезивания и установку дорогостоящего бетонного забора, с заменой на деревянный. К сожалению, в письме не указано, о каком заборе идёт речь. Но судя по нынешнему деревянному неказистому ограждению каптажа, именно о нём.
Зайти через хлипкое ограждение на территорию стратегического объекта, а именно каптаж питает питьевой водой станцию Леонидовка с численностью более 2 тыс. человек, проще-простого. И сразу же утонуть в высокой траве. Видимо, ухаживать за данной территорией не особо стремятся.
Возвращаясь к содержанию письма, Виктор Фёдорович говорит о проявленной нашей областной властью военной хитрости. И выдвигает свою версию из разряда «правильного освоения средств». Может, в столичном ведомстве асфальтированная дорога-то и числится, а также бетонный забор, но в Леонидовке ничего из этого нет.

Гнилые столбы повисли на проводах

О коммунальных проблемах старой Леонидовки Виктор Фёдорович может говорить часами. Вроде бы и люди возвращаются в эти края, когда-то испуганные строительством леонидовского химзавода, и молодёжи среди дачников всё больше появляется, но проблемы не решаются. Раньше за питьевой водой можно было ходить и на речку Инра, такой кристально чистой она была, и родников в округе много. Но сейчас из-за большого количества мусора, рассеянного по полям и лесам, брать эту воду пожилой человек уже не решается. Поэтому на выручку приходили водяные колонки, установленные в большом количестве на станции. С этого года, по утверждению Виктора Фёдоровича, их демонтировали. Политика нынче такая – хватит «на халяву» поить дачников.
И ещё одна беда у старого села – старые световые опоры. Этим деревянным «пенсионеркам» уже около 60 лет и многие из них сгнили и упали. Некоторые, правда, повисли на проводах. Решать проблему ресурсник в лице ПАО «МРСК Волги» – «Пензаэнерго» конструктивно не хочет. К гнилым столбам ещё в 2010 году поставили подпорки и на этом реанимация закончилась.

Прогрессивный сельсовет

Попрощавшись с Виктором Фёдоровичем, направляюсь в поселковую администрацию. В здании на втором этаже спрашиваю, когда будет на месте глава. Девушки-специалисты поясняют, мол, если до 12 часов не появится, то – после 14 часов. Но такой вариант совершенно нежелателен. В 12.30 уходит автобус на Пензу, а хотелось бы пообщаться с Ольгой Александровной.
В ожидании захожу на сайт Леонидовского сельсовета. Взгляд падает на новость о Годе экологии в России. Интересно, что по этому поводу думает сельсовет? Мнение у людей, приближённых к проблемам сельских поселений, оказалось на удивление прогрессивное, с критическим настроем. Так и пишут: «В России уже затрагивалась подобная тема. 2013 год проходил в нашей стране с громким названием Года охраны окружающей среды. Существенного эффекта применяемые меры не принесли. По результатам опроса в соцсетях больше половины опрошенных даже не помнят чему был посвящён 2013 год».
От занимательного чтения отвлекает приход главы Ольги Булатовой. Выслушав о цели моего визита и проблемах, обозначенных дачником Храмкиным, глава переходит к популярному средству защиты – нападению. Впрочем «наезжать» на обаятельную женщину корреспондент «ЛГ» и не собирался. Хотелось услышать мнение человека, обременённого властью. И услышал. Народ сам виноват в своих бедах. И не согласиться с этим, действительно, трудно. Дороги не нравятся, значит, не умеют ездить. Мусор разбросан – сами разбросали, а теперь жалуются. С отсутствием колонок на станции глава не согласилась. Осталась единственная бесплатная. За питьевой бесплатной водой нужно ходить по родникам, благо их в округе бесчисленное количество. Единственное с чем согласилась Ольга Александровна, так это с критическим состоянием световых опор в старой Леонидовке. Но «дожимать» проблему перенаправила опять на жителей и дачников. Старая Леонидовка – бесперспективное село, заключила глава, несмотря на увеличение числа дачников. Тем не менее данное село пока ещё входит в состав сельсовета и значит имеет право на обслуживание.
P. S. На следующий день связываюсь по телефону с Виктором Фёдоровичем и рассказываю о бесплатной колонке. «Спасибо, я нашёл, – ответил дачник, – но там такая хитрость с ручкой, что сразу и не поймёшь, как запускается вода». Порадоваться, конечно, стоило. Да надолго ли колонка просуществует с бесплатной питьевой водой в наш век капитализма?
СПРАВКА. Каптаж – комплекс сооружений, инженерно-технических и иных мероприятий по выводу подземных вод на поверхность и обеспечению их дальнейшей обработки.