Получите – распишитесь
Беда пришла в дом Ольги Александровны и её супруга в августе прошлого года. Пришла внезапно, без стука в дверь. Пенсионерка услышала лай собаки, выглянула в окно и увидела, что в её калитку входят две незнакомые женщины. Направились они сразу к электросчётчику, который установлен на фасаде здания, открыли шкафчик. И, когда бабушка вышла, дело уже было сделано. Контролёры филиала «Пензаэнерго» сообщили домовладелице, что наклеили на её счётчик (на её собственность!) антимагнитную пломбу, и попросили расписаться в бумагах. Ольга Александровна подпись поставила без разговоров, так как количество пломб на приборе учёта её не волновало: одной больше, одной меньше – жульничеством с киловаттами пожилая женщина и её супруг не занимались и не собирались начинать. Примерно через полгода – зимой – также без лишнего политеса двор (который сотрудники коммунальных предприятий, видимо, считают проходным) посетили двое мужчин. Открыли шкафчик, посмотрели счётчик, посетовали на сугробы – неудобно людям было к интересующему их объекту подбираться. Ушли. О каких-либо выявленных нарушениях хозяйке не сказали. И Ольга Александровна продолжила со спокойной душой снимать показания, не присматриваясь к наклейке. В центр внимания стикер попал в июле этого года, когда сотрудницы филиала «Пензаэнерго» пришли с проверкой.
– Они сказали, что у нас нарушена пломба: полоски растеклись. И начали требовать от нас признания, что мы подносили магнит. А почему мы должны признаваться в том, чего не делали? – недоумевает пенсионерка. – Мы детям и внукам своим всегда говорили: получили зар-
плату, сначала платите за «коммуналку», что останется – ваше. И сами по такому же принципу живём. Все квитанции можем показать: у нас каждый месяц «нагорает» примерно одинаково. И мы всегда всё честно указывали: 260, 270, 300 киловатт. Мы действительно столько потребляем. Два старика в доме живём. В селе. Встаём – светло, ложимся засветло. Летом весь день на улице, по хозяйству. Зимой и когда правнуки гостят – побольше киловатт выходит. Но мы побольше и указывали, оплачивали. Если бы мы магнит подносили, наверное, это отразилось бы на нашей «платёжной истории».
Но контролёры доводам абонентов не вняли: пломба-то «сработала под воздействием магнитного поля» – этот факт они зафиксировали в акте обследования измерительного комплекса и дали его подписать пользователю. Ольга Александровна подписала, уточнив в документе: «Ознакомлена, не согласна». Хотя большая часть заключений у неё противоречий не вызвала. В этом же акте контролёры написали, что основная пломба на месте – клеммная крышка не снята, скрытой проводки не обнаружено, прибор учёта соответствует «требованиям, предъявляемым к коммерческому учёту электроэнергии». Вот только антимагнитная пломба…
Гром средь ясного неба
Из-за двух расползшихся полосочек пенсионеров ждут расходы непредвиденные. Им «вменяют» безучётное потребление электрической энергии, что карается доначислением платы за 3 месяца исходя из объёма ресурса, рассчитанного как произведение мощности имеющегося электрооборудования и его круглосуточной работы. Вычисления контролёры произвели на месте и выдали «итого» – 706 кВт. Подчеркнём, за три предыдущих месяца семья плату вносила по счётчику – в общей сложности за 728 кВт.
Не зная за собой вины, Ольга Александровна ищет причины возникновения магнитного поля.
– Может быть, это произошло из-за грозы. У нас был такой случай: гром ударил, чуть ли не у половины села телефоны «зависли», у соседей компьютер сгорел. Или поле мои медицинские аппараты создают. «Луч-Ник» постоянно с собой ношу, а он мощный магнит. Когда антимагнитный индикатор на счётчик ставили, мне не объясняли, что может на него повлиять, на что конкретно он реагирует, с чем к нему можно подходить, с чем нельзя, – объясняет пожилая женщина, не обладающая специальными знаниями в области магнитоэлектрической индукции. Но логикой она обладает. Работники энергосбытовой компании выявили идентичные нарушения и у других жителей с. Ясная Поляна. Антимагнитная пломба сработала даже у учительницы, вышедшей на пенсию.
– Ей, как сельской учительнице, государство потреблённую электроэнергию оплачивает. Зачем ей магнит к счётчику подносить? Хотела государству помочь сэкономить? – задаётся вопросом Ольга Александровна. – Для чего ей воровать? Самое обидное, что нас обвиняют в воровстве: будто бы мы воровали электроэнергию. А мы не воровали. У нас в стране вроде бы действует презумпция невиновности.
Можно ли считать расплывшиеся полоски доказанным фактом, что в работу счётчика его собственники вмешивались? Как доказать обратное? Законна ли сама установка антимагнитных пломб?
По закону
Действительно, в настоящее время приборы учёта далеко не всех потребителей электроэнергии снабжены индикаторами. И наша читательница утверждает, что в Ясной Поляне пломбы наклеивали «через дом». Например, сыну Ольги Александровны, который живёт с ней на одной улице, установили устройство буквально на днях. Получается, что это не всеобщая «повинность»…
Пункт 81(11) постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 (в редакции от 19 сентября 2013 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» сообщает, что управляющая компания или же поставщик энергоресурсов вправе «установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается». Между тем нормативного акта, чётко обязывающего собственника обеспечить прибор учёта индикатором, я лично не нашла.
Следовательно, гражданин вправе отказаться от антимагнитной пломбы? Кроме того, не стоит упускать из виду обстоятельство, что счётчик находится на частной территории, куда посторонним лицам без согласия хозяина вход запрещён. Естественно, мы не призываем граждан чинить препятствия энергетикам. Но если произойдёт ситуация, подобная той, в какую попали пенсионеры из Ясной Поляны, доказать свою честность будет сложно.
Нарушение показателей в том числе, наличие и сохранность индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, правила №354 признают несанкционированным вмешательством в работу прибора учёта. Не согласны – обращайтесь в суд, заказывайте экспертизу. Как сказал Ольге Александровне специалист КУЭС филиала «Пензаэнерго», ближайшее место проведения экспертизы – город Воронеж.
Заместитель директора предприятия назвал журналисту «Любимой газеты» ещё более отдалённое место – Карачаево-Черкесия. Именно там заказывалась экспертиза в ходе судебных разбирательств между «Пензаэнерго» и местным предпринимателем, не уберегшим магнитную пломбу. Суд вынес решение в пользу компании.
Но есть и суд другой
В 2015 году в Краснодарском крае было рассмотрено несколько гражданских дел о взыскании задолженности за безучётное потребление электрической энергии. То есть обращались в суды не граждане, которым доначислили огромные суммы из-за небезупречного состояния антимагнитных пломб, а компания, желающая эти суммы получить, так совпало, что в основном с пенсионеров.
И вы знаете, суд встал на сторону потребителей. Основания Белореченского районного суда Краснодарского края достаточно интересны, чтобы ознакомить с ними жителей Пензенской области.
Один из исков был подан на гражданку З. Энергетики установили, что антимагнитная пломба нарушена. Женщина заявляла, что никакого воздействия на электрический счётчик ни она, ни члены её семьи не оказывали. Также она утверждала, что при установке индикатора магнитного поля ей никто ничего не объяснял и не показывал, поэтому, что представляет собой индикатор магнитного поля и как он функционирует, ей ничего известно не было. По какой причине этот индикатор был установлен на её электрический счётчик, ей также ничего не известно. Разумеется, истец ссылался на акт, который потребитель подписала при установке пломбы, где всё было расписано. Однако доводы, из которых следует, что З. «достоверно знала, для каких целей на её приборе учёта электроэнергии был установлен индикатор магнитного поля, и ей якобы надлежащим образом были разъяснены условия и внешние признаки его срабатывания и, тем не менее, при помощи магнитного поля умышленно оказала воздействие на принадлежащий ей прибор учёта электроэнергии, суд находит нелогичными и абсурдными».
Принял во внимание суд результаты технической экспертизы, которая установила, что индикатор магнитного поля ИМП-2 (такую же или подобную модель установили жителям Кузнецкого района) очень чувствительный. «Индикатор может изменить своё агрегатное состояние даже при поднесении в непосредственной близости к колбе намагниченного жала отвёртки, а также при работе в нескольких метрах от электросчётчика источников электромагнитного излучения», – заключил эксперт. Нашлась любопытная информация и в паспорте изделия, с которым потребителя не ознакомили: «Для исключения преждевременного срабатывания не следует держать их (индикаторы) в непосредственной близости от любых источников постоянного магнитного поля, которыми могут быть постоянные магниты, в том числе находящиеся в громкоговорителях телефонов, телевизоров, акустических колонок и т. п., а также от любых металлических предметов (отвёртка, плоскогубцы, кусачки, канцелярский нож, ножницы и т. д. и
т. п.), которые ранее соприкасались с магнитами, и в результате чего произошло их намагничивание».
Суд пришёл к выводу, что индикатор магнитного поля не является исчерпывающим доказательством о преднамеренном воздействии на прибор учёта, а также отметил, что на наклейке отсутствуют какие-либо маркировочные обозначения завода-изготовителя, признаки сертификации и соответствия ГОСТу. «Данное обстоятельство даёт основание полагать, что выявленная наклейка-индикатор носит информационный характер о возможном магнитном воздействии и не может являться неоспоримым доказательством о преднамеренном создании (привнесении) магнитного поля чрезмерной величины, необходимого для остановки счётного механизма», – написано в решении суда, которое заканчивается отказом в удовлетворении исковых требований.
В 2017-м Россия заняла 40 место из 43 в Глобальном пенсионном индексе – рейтинге, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка «Natixis». Исследование учитывает несколько показателей, влияющих на комфорт пребывания человека на пенсии.
Глава профильного комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов назвал данную оценку объективной.
«У нас нищенская пенсия, пенсионеры живут на воде и на хлебе с учётом цен на продукты, основные товары потребления и ЖКХ. Иногда без помощи близких и родственников пенсионеры не могут свести концы с концами», – сказал Нилов.
Доктор психологических наук (пенсионер) Борис Хигер выразился резче: «Да, у нас редко сдают в дома престарелых, но зато у нас на каждом шагу чёрные риелторы, которые отправляют стариков не в дома престарелых, а сразу в могилу. У нас из десяти пенсионеров девять постоянно в депрессии. Мошенники ходят по квартирам, отбирают последние деньги. Да если бы эти составители рейтинга знали всю правду о жизни наших пенсионеров, они бы отправили Россию не на 40-е, а сразу на 100-е место».