Прихожане единоверческого храма в ожидании епископа Кузнецкого и Никольского Нестора.
______________________________________________________________________________
...Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, – при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.
Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви
о единоверии от 22 февраля/7 марта 1918 года.
Настоятель единоверческого храма священноинок Варсонофий с иконой святого Симона Охтенского.
______________________________________________________________________________________
Открытые ворота обычного с виду частного домовладения. Перед воротами – священники, некоторые в необычном облачении, мужчины, один из которых держит каравай, женщины в длинных, в пол, платьях и белых платках, заколотых под подбородком, мальчики в русских рубахах, подпоясанные вышитыми поясами. Широкая дорожка, устланная травой и цветами, тянется к крыльцу такого же обычного с виду дома. Только это не дом, это – кузнецкий единоверческий храм в честь Воздвижения Честного Креста Господня.
Каравай предназначен дорогому гостю – епископу Кузнецкому и Никольскому Нестору. Приезд владыки, далеко не первый, важен для прихожан необычного храма. Он подтверждает единство православной веры, не зависящее от чина служения – старого или нового.
Церковь не вмещает всех, пришедших помолиться, отметить этот замечательный праздник – день рождения самого любимого, самого почитаемого на Руси святого. Святителя Николая в нашей стране многие считают русским святым, хотя по рождению он грек, а святые мощи его, недавно пребывавшие в России для поклонения, хранятся в Италии, в городе Бари. Но такого почитания, как на Руси, не оказывается Николаю Чудотворцу более нигде. Ни в одной другой поместной православной Церкви, кроме Русской, не отмечается и рождество этого великого святого.
Епископу Нестору сослужили священнослужители из шести епархий: Московской, Кузнецкой, Барышской (Симбирская митрополия), Лысковской (Нижегородская митрополия), Саратовской и Саранской. Такую поддержку священство Русской Православной Церкви оказывает кузнецкому единоверческому приходу тоже не впервые. У прихожан за время существования общины сложились добрые, тесные отношения с владыкой Череповецким и Белоозерским Флавианом (Митрофановым), владыкой Нарвским и Причудским Лазарем (Гуркиным), отцом Максимом Плякиным из Саратовской епархии, митрофорным протоиереем отцом Александром Долгушевым, клириком Воронежской епархии, иеромонахом Даниилом (Пьянзиным), экономом Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря, настоятелем Владимирского храма деревни Осташово Московской области иеромонахом Антонием (Аненко), настоятелем Свято-Троицкой часовни г. Ульяновска иереем Евгением Ивановым, духовником Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря отцом Никодимом, московскими певчими по руководством Василия Сорокина. И, конечно, священники Кузнецкой епархии оказывают молитвенную поддержку единоверческому приходу. В числе добрых друзей – благочинный Кузнецкого благочиния протоиерей Ростислав Ребровский, иерей Максим Мальцев и другие священнослужители епархии.
Непростой путь прошла за эти 10 лет кузнецкая единоверческая община. Хотя в этом году исполнится сто лет со дня учреждения в Русской Церкви старообрядных (единоверческих) епископских кафедр, реальная жизнь вносила свои поправки в ход событий. Никакое благое дело не осуществляется без препятствий, нестроений, искушений. И становление единоверческого прихода в Кузнецке не проходило гладко.
Идейным вдохновителем, основателем и создателем именно такого прихода стал настоятель Вознесенского кафедрального собора игумен Климент (Родайкин), ныне епископ Краснослободский и Темниковский. Его верным учеником и создателем прихода стал Владимир Яшин, ныне священноинок Варсонофий. Учредители общины Л. А. Кузнецова, И. А. Мурашкин, супруги Дмитрий и Анна Синёвы сделали всё возможное для укрепления общины.
Вначале единоверческий храм начали строить в Западном микрорайоне. Вначале всё получалось благодаря серьёзной поддержке благочинного, городской власти в лице главы администрации М. Л. Дёмина, руководителей предприятий и организаций, в частности ныне покойного директора завода радиоприборов И. С. Каймакова, директоров водоканала, электросети, горгаза, СУ-505, населения, благотворителей и спонсоров. Архиепископ Краснолиманский и Горловский схимонах Алипий (Погребняк) даровал Владимиру Яшину частицу мощей Святителя Николы со словами: «Очень трудный путь вас ожидает, но Святитель Николай всё управит». Проект красивейшего храма безвозмездно даровал митрополит Святогорский Арсений (Яковенко). Владыка Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил строительство храма по данному проекту.
Стройка росла на глазах. Первыми благотворителями стали В. Н. Кишенин, О. Н. Андриянова, Н. А. Лежикова (тогда министр строительства Пензенской области), а также множество простых кузнечан.
Однако вскоре начался у единоверческого прихода тот самый трудный путь, о котором предупреждал владыка Алипий. Идея строительства единоверческого храма встретила сопротивление, и общине пришлось искать выход из создавшегося положения. Выход был найден – приход обосновался в доме №158 по ул. Орджоникидзе. Именно здесь находится единоверческий храм, который освятил в бытность свою епископом Кузнецким и Никольским нынешний митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин). Молитвенную поддержку приходу оказала Михайловская слобода (Московская область) в лице настоятеля Михаило-Архангельского единоверческого храма архимандрита Иринарха (Денисова) и клирика этой церкви Евгения Саранчи, Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Владыка Нестор передал единоверческой общине рукописный богослужебный крюковой сборник
из Тихвинского Керенского мужского монастыря.
___________________________________________________________________________________
Епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский) с самого начала своего епископского служения регулярно возглавляет богослужения в единоверческом храме, которые проходят по древнерусскому чину. Вот и в этот раз владыка, к радости прихожан, отслужил здесь Божественную литургию. В проповеди он, в частности, отметил, что, как знают все, кто когда-то чему-то учился, теория часто расходится с практикой. Действительно, то, что должно, теоретически, пройти гладко на деле встречает препятствия, зачастую неожиданные (как в народной пословице: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»). И, тем не менее, единоверческий храм в Кузнецке существует на практике, привлекая всё новых прихожан.
По окончании праздничной Божественной литургии от лица кузнецких единоверцев настоятель прихода священноинок Варсонофий преподнёс владыке Нестору икону священномученика Симона, епископа Охтенского, который был одним из виднейших деятелей российского единоверия в предреволюционные и первые послереволюционные годы. Святой Симон стал первым из числа российских епископов, поставленных для служения по древнерусскому богослужебному чину, и закончил свою жизнь мученичеством за Христа. Владыка Нестор передал единоверческой общине рукописный богослужебный крюковой сборник из Тихвинского Керенского мужского монастыря – подарок епископа Сердобского и Спасского Митрофана.
В маленьком, домашнем храме тесно, но это та теснота, в которой никто не в обиде. Удивительная атмосфера прихода уникальна: её создают и нигде сегодня больше не встречающиеся русские одежды на обычных людях, не артистах, выступающих на сцене, и серьёзные личики детей, и восковые свечи в паникадиле. Здесь все друг друга знают, поддерживают – и радуются новым верующим, приходящим иной раз из любопытства и остающимся в общине. Их не отпугивают более длительные богослужения и строгость уклада.
Наверное, не случайно день основания своей общины кузнецкие единоверцы отмечают в день рождения Святителя Николая, известного не только как покровитель путешествующих, но и как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Под покровительством Святителя кузнецких единоверцев ждёт, может быть, и трудный, но праведный путь.