г. Пензы «Об освобождении жилого помещения и отселении в жилое помещение маневренного фонда», несмотря на угрозу их жизни и здоровья, со своим жильём в аварийном доме пока не спешат расставаться.
Пока дом не рушился, чиновники и не чесались
Долгое время жильцы бывшего общежития завода «Пензтяжпром-арматура» вели безуспешную борьбу за то, чтобы на проблему состояния их дома хоть кто-то обратил внимание и он был признан аварийным и включён в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Весьма активное участие в попытках достучаться до должностных лиц города и области принимала жительница Мария Фролкова. Подробности её беседы с бывшим губернатором Василием Бочкарёвым «Любимая газета» описывала в последнем номере 2016 года в статье «Трещина тоже ваша».
В конце октября 2009 года, после получения травм её дочерью прямо в подъезде дома, Мария Ивановна за помощью обращалась и к депутату Пензенской городской думы по их округу М. Г. Шлёнчику. Данное обращение содержало перечень стоящих уже тогда проблем и оказалось пророческим: «К Вам обращается председатель общего собрания жителей дома №35 по улице Ударной города Пензы Фролкова М. И. по просьбе жителей дома по существу следующих сильно наболевших проблем, которые не решаются уже много лет, несмотря на неоднократные наши обращения.
Просим Вас обратить внимание на наши ужасно наболевшие проблемы, так как наш дом находится в аварийном состоянии и нет горячего водоснабжения, хотя по техническому паспорту физический износ 45% и есть центральное горячее водоснабжение.
Дом (4-эт. кирпичное здание, 6 подъездов, 48 секций, в каждой проживает по 5 – 6 семей), построен, сдан в эксплуатацию в 1963 г., и капитальный ремонт не производился. Также не производится текущий ремонт в секциях. А за ремонт и содержание мы платим каждый месяц по 8,24 руб. за квадратный метр (в каждой секции по 88 – 103 кв. метра). 38108,16 рубля платит за месяц весь дом, 457297,92 рубля в год. За эти деньги мы сами могли бы его ремонтировать, нанимая хороших мастеров. А не обращаться в МУП, где мастера делают всё через коленку, мягко выражаясь. И жили бы в человеческих условиях.
Несвоевременный ремонт и замена труб, водопровода, канализации (трубы не менялись ни разу в течение 46 лет, из-за их износа образовались трещины, стены проморозились, что привело к деформации и может привести к обрушению аварийных частей здания.
Дом был построен без фундамента, стены осыпаются и имеют трещины, кирпичи вываливаются, падают балконы (стены были сложены и оштукатурены практически одним песком).
По ночам стоит треск, т. е. дом садится, и в очень быстром темпе. Окна первого этажа почти на уровне земли. Стены мокнут, везде сырость, чернота, плесень. Двери, оконные рамы, полы гнилые.
С торца дома, где 6 подъезд, плывун (колодец канализации, который размыл стену до стены дома), земля просела. В капитальной стене образовалась трещина, и стена отошла от дома на 5 см. В середине дома также большая трещина. Имеются трещины по всему периметру дома, заботливо заделанные работниками МУП-25.
Основательно забит воздухоотвод, система вентиляции не функционирует. Накопившийся в воздухоотводах мусор мешает нормальной циркуляции потоков, и система не работает. На кухне стоит чад от пригоревшей пищи, в умывальниках «растут грибы», а в туалет хоть вообще не ходи.
Батареи центрального отопления также забиты, и они чуть тёплые даже в трескучие морозы. В квартирах очень холодно. Проветривать форточкой не всегда возможно. Холодно.
Электропроводка горела открытым пламенем в 46 квартире 10 октября 2009 года и в 12 квартире постоянно искрит.
Газовые трубы за 46 лет тоже вышли из эксплуатации и тоже находятся в аварийном состоянии, особенно в 45 квартире. Возможно обрушение стен, взрыв газа и человеческие жертвы.
Крыша протекает (в 16 квартире). Входные двери не закрываются. В подъездах валяются пустые бутылки и шприцы. Дети могут на них наткнуться.
Штукатурка отваливается во всех секциях.
Подвала нет. Трубы лежат в земле, гниют. Первые этажи сырые и очень холодные. В доме проживают дети, которые постоянно болеют, пенсионеры и астматики: […](кв. 46), […](кв. 48).
Ступеньки слишком крутые. Моя дочь […] 1998 года рождения оступилась и сосчитала весь пролёт
5 октября 2008 года. (Справка прилагается).
Необходимо срочно выполнить инженерно-техническое обследование состояния несущих конструкций с оформлением соответствующей документации.
Жители дома убедительно просят Вас помочь в нашей непростой ситуации, т. к. все жители дома могут просто оказаться под обломками дома».
Помощи жители дома так ни от кого и не дождались. В итоге в декабре 2016 года в доме №35 по ул. Ударной произошло первое обрушение, а в начале 2017 года последовало дальнейшее обрушение части наружной стены дома.
28 марта 2017 года заключением межведомственной комиссии жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Олег и Мария Фролковы по-прежнему живут в рушащемся доме.
_______________________________________________________
«Гром грянул», стало некуда деваться. По факту стали меры приниматься
В итоге всех вышеуказанных событий 18 июня за подписью исполняющего обязанности главы администрации г. Пензы С. В. Волкова вышло постановление за №1083 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории города Пензы». Со ссылкой на федеральный закон №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также на постановление Правительства РФ №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в данном документе говорится о введении с 18 июня 2017 года режима функционирования для городского звена Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Повышенная готовность», вызванного обрушением левого крыла первого подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Ударная, д. 35. Зоной режима указаны границы многоквартирного жилого дома. УМВД по г. Пензе было рекомендовано организовать охрану общественного порядка, осуществить оцепление первого, второго и третьего подъездов в целях предотвращения случаев мародёрства и хищения ценностей и имущества граждан.
На момент обрушения в доме было расположено 244 помещения, 215 из них находятся в частной собственности и 29 – в муниципальной.
Жильцы из ставшего для них опасным дома по предложению администрации города переселились в жилые помещения маневренного фонда. Переехали все, кроме двух семей, к которым администрация подала в конце июля иски в суд «Об освобождении жилого помещения и отселении в жилое помещение маневренного фонда».
В борьбе за выживание – суть в месте проживания
Семья Фролковых, состоящая из трёх человек, получив иск, представила суду свои возражения, одним из доводов является то, что: «…истец предлагает переселить ответчиков в маневренный фонд по адресу: г. Пенза, ул. Ленинградская, 8а – 6 (ком. 2, 3). Однако общая жилая площадь указанных комнат составляет 12,6
кв. м и 9,2 кв. м соответственно. При том, что занимаемая по состоянию на сегодняшний день квартира по общей, а также по жилой площади является большей (23,5 кв. м). Согласно положениям ст. 35 Конституции РФ, 32 Жилищного кодекса РФ, собственники жилого помещения не подлежат выселению из него без их согласия в жилое помещение маневренного фонда, которое не соответствует по площади семье из 3 человек». Кому-то подобный довод может показаться придиркой зануд. Однако он не единственный, по-настоящему члены семьи Фролковых, переселившись сейчас в маневренный фонд, боятся со временем оказаться элементарно без крыши над головой, так как жилые помещения данного фонда предназначены лишь для временного проживания. Несмотря на то, что дом по ул. Ударной, 35 был признан аварийным и подлежащим сносу, он не был в своё время включён в адресный перечень аварийных домов муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 – 2017 годы», утверждённой постановлением администрации г. Пензы от 10.10.2014 г. №1179/1. В связи с этим предоставление гражданам указанного дома жилых помещений (имеются в виду квартиры взамен пришедшего в негодность жилья. – Прим. автора) не предоставляется возможным. На учёте нуждающихся в жилье семья Фролковых не стоит. Такие сведения содержатся в письме за подписью заместителя главы администрации г. Пензы И. В. Ширшиной от 5 июля 2017 г. в ответ на обращение Марии Фролковой. Единственным вариантом после обрушения части дома для жильцов является переселение в маневренный фонд. Также Ирина Ширшина перечислила категории граждан, которые имеют право на временное проживание в жилых помещениях маневренного фонда, указав при этом, что: «Основанием для предоставления такого жилья является невозможность проживания человека в жилом помещении, находящемся в его собственности или на правах социального найма, если оно является для него единственным». Поэтому сопротивление семьи Фролковых принудительному переселению их сейчас в маневренный фонд становится обоснованным. Они на него формально и права-то не имеют, так как у Марии Ивановны есть дом в области, доставшийся по наследству от родителей. Правда, дом этот – после пожара, случившегося ещё за год до вступления в права наследования, и восстановить его можно, только отстроив заново. Но юридически-то на бумаге он существует. Вот и получается, что Фролковы оказываются даже дважды собственниками жилья без фактического жилья.
Кроме того, что семья Фролковых пытается в суде сопротивляться принудительному переселению их в маневренный фонд, Мария Ивановна написала заявления в правительство Пензенской области и администрацию г. Пензы с тем, чтобы ей предоставили место перед городской администрацией для проведения голодовки до получения гарантийных обязательств того, что её семья не будет выселена в маневренный фонд, по её мнению, незаконно.
P. S. Когда выйдет эта статья, в Октябрьском районном суде должно будет состояться ещё одно заседание по иску администрации
г. Пензы к семье Фролковых. Мы обязательно расскажем нашим читателям, какое будет принято решение по данному делу.