31 августа войдёт в историю Пензы фактом массовой подачи судебных исков на не согласных с реализацией программы переселения из ветхого и аварийного жилья.

Федеральная программа по расселению из аварийного жилья подходит к своему логическому завершению. По данным Минстроя РФ на начало сентября, она выполнена на 95 процентов. В масштабах всей страны планировалось предоставить новое жильё более 700 тысячам россиян, расселить 11,5 млн. кв. м аварийного жилья.
Пенза пока не отрапортовала перед федеральным центром о завершении программы. Согласно официальной информации, размещённой на сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), расселение в городе завершено по 153 домам, по 54 оно отстаёт от графика до 3 месяцев, для 58 «необходимо уточнить данные», а по 6 домам идут судебные споры.
Что и говорить, отчитываться перед вышестоящим начальством на Руси всегда умели. Так, при ближайшем рассмотрении списка «расселённых» домов внимание привлекли адреса: Красная, 77 и Гоголя, 14. Оба этих дома были героями наших материалов на протяжении последних двух лет. И с их жителями редакция до сегодняшнего дня поддерживает дружеские взаимоотношения.
Красная, 77 – случай особый! Ещё в апреле 2014 года его мирно спящих жителей, протестующих против действий администрации по признанию их дома аварийным, подожгли неизвестные злоумышленники. В чьих интересах действовали поджигатели, следствие не выяснило. Может, потому, что дело о поджоге каждый раз закрывалось, так и не успев толком начаться. Однако факт остаётся фактом: после пожара здание 1917 года постройки с красивейшими резными оконными наличниками опустело буквально за два-три дня. Большинство собственников подписали договоры мены на квартиры по ул. Чапаева, и лишь хозяева двух квартир вступили в жёсткое противоборство с мэрией, которая только за три года дважды издавала постановление об изъятии жилых помещений и земли для муниципальных нужд. Но ни одного соглашения между мэрией и «несогласными» за этот период подписано не было. То есть официально заявлять о его полном расселении – лукавство, хуже того – нечистоплотное дело. Ко всему прочему, лишь 24 августа 2017 года в Ленинский районный суд поступили исковые требования администрации о понуждении собственников Красной, 77 к заключению договоров о выкупе. На момент выхода газеты дата судебного заседания не была установлена.

Кадастровый номер, да не тот

У дома по Гоголя, 14 история расселения совсем не кровожадная. Точнее, этой истории фактически не существует. Здесь всё также живут собственники и наниматели жилых помещений. Всё также к нему приходят учащиеся художественного училища, дабы зафиксировать на холсте ускользающую красоту резных наличников вековой давности. Но вносить его в список «расселённых» не меньшее лукавство, поскольку вопрос с выкупной ценой для собственников, не желающих переезжать из центра Пензы в Зарю, пока не решён.
Особенностью данного дома, помимо оконных наличников, является размер земельного участка, который был в своё время официально оформлен и поставлен на кадастровый учёт жильцами. Его общая площадь составляет 1 935 (!) кв. м, или почти 20 соток земли в самом центре города. Но вот ведь очередная закавыка: всё на том же сайте «Реформа ЖКХ» о площади отмежёванного земельного участка и речи не ведётся, будто его и вовсе нет. Зато указан его якобы кадастровый номер, который, по данным Росреестра (roscadastr.com), принадлежит дому по Гоголя, 20. Ну разве будет федеральный центр так скрупулёзно рассматривать каждый дом, попавший в программу переселения? Нет, конечно, но «ЛГ» это делать не возбраняется. Кстати, на собственников Гоголя, 14 также поданы исковые требования, причём ровно за один день до окончания реализации федеральной программы, то есть до 1 сентября 2017 года.

Быстрота хороша при ловле блох

И здесь мы сталкиваемся с не менее интересным фактом. В последний день лета городская администрация подала в общей сложности 223 (!) иска на собственников и нанимателей жилых помещений. Самую сильную нагрузку приняли судьи Октябрьского районного суда. Туда подано наибольшее количество исковых требований – 140. Далее следует Железнодорожный суд – 58 исков, Первомайский – 21 и Ленинский – всего-навсего 4.
И как при таком бешеном темпе не наделать ошибок? Хорошо ещё, что, по российскому законодательству, местные органы самоуправления освобождены от уплаты госпошлины при обращении в судебные органы. Иначе нагрузку вместе с судьями нёс бы и без того дефицитный городской бюджет. Уже на сегодняшний день многие иски, поданные явно в спешке, отозваны самой администрацией или будут отклонены судьями в связи с нарушением п. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, где указано, что «иск не может быть подан ранее чем до истечения трёх месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд». По факту многие хозяева квадратных метров в аварийных домах получали проекты соглашений в первых числах июня, а, например, вышеназванные жители Гоголя, 14 – только 21 августа.
И всё это означает только одно – сроки реализации муниципальной программы по расселению не выдерживаются, что может повлечь возврат части федеральных средств. Погрязнет муниципалитет в судах, апелляциях и кассациях, как предупреждала ещё в декабре 2016 года прокурор области Наталья Канцерова на одном из заседаний правительства:
– Есть большие сомнения в том, что будет исполнение этой программы, во-первых, в связи с необходимостью судебного урегулирования отдельных споров, которые ещё не закончились.
К сожалению, эти споры не только не закончились, но массово только-только начинаются. Из-за чего условная финишная ленточка, как символ окончания федеральной программы на пензенской земле, отодвигается на неопределённый срок.