Единственная, узкая, разбитая
Около года жители улицы Кольцевой в селе Засечном Пензенского района активно борются со шлагбаумом на дороге общего пользования, который установили соседи. Хронику этой борьбы «ЛГ» подробно ведёт с марта 2017 года. Но, судя по событиям последних недель, до логического завершения данного вопроса ещё очень далеко. А, принимая во внимание несовершенство российского законодательства, он никогда не будет разрешён.
Вкратце история такова. Улица Кольцевая фактически расположена на границе с городом Спутником и большим жилым кварталом Терновки. По мере уплотнения жителями названных территорий увеличился и поток машин, владельцы которых ежедневно используют сельскую дорогу, дабы миновать пробки на основной автомагистрали. До осени прошлого года движение машин по улице Кольцевой распределялось по двум направлениям. Но с появлением шлагбаума, перегородившего проезд вдоль семи домовладений, движение осталось по единственной узкой дороге. Разъехаться двум машинам здесь невозможно. Тем не менее с появлением шлагбаума появились на дороге и грузовые машины, которые перевозили строительные материалы на стройплощадку к соседнему теннисному клубу «Лев». В результате за непродолжительное время единственная проезжая дорога была «убита». А за шлагбаумом осталась идеальной.
Пока жители улицы Кольцевой и редакция «ЛГ» выясняли законность установки шлагбаума, со скандалом сняли главу Засеченского» сельсовета Ларису Николаеву. Именно она якобы давала разрешение на установку «однорукого» ограничителя. А посему отвечать за подобное самоуправство в сельсовете уже некому. Однако на обращения сельчан реагировать всё же пришлось.
Без хозяина дорогу не судят
В июне сельсовет вышел с иском на инициатора установки с целью понудить его к демонтажу шлагбаума на дороге общего пользования. Но Пензенский районный суд 5 июля перенаправил исковое заявление в Первомайский суд по месту регистрации ответчика, а не по месту нахождения спорного объекта. И только 30 августа Первомайский районный суд вынес решение: «Производство по гражданскому делу по иску Засеченского сельсовета о понуждении демонтировать шлагбаум на автомобильной дороге прекратить». Отказ судьи был, безусловно, мотивированным. В судебном процессе выяснилось, что ещё 1 июня, до момента подачи искового заявления, сельская администрация вывела дорогу из реестра муниципальных, и теперь она находится в статусе «бесхозяйная». А на бесхозяйной – делай всё, что душе заблагорассудится!
Оправдываться за «неожиданное» исключение дороги из реестра муниципальных пришлось представителям администрации 12 сентября во время встречи с возмущёнными жителями. Юрист Светлана Кусмарцева объяснила сей факт представлением прокуратуры, которая потребовала от органа местного самоуправления, пока по данной дороге идут гражданские притязания, сделать её бесхозяйной. Между кем идут притязания и почему данное обстоятельство служит поводом для вывода дороги из муниципальной собственности, со слов Кусмарцевой, прокуратура не указала. А противоречить надзорному органу у сельсовета и мысли не возникло.
Военная хитрость сельсовета
Зато возник вопрос у жителей: для чего их «водили за нос» три летних месяца, умалчивали об исключении дороги из реестра и по сути дела создавали видимость защиты интересов в судах? Но от этого вопроса чиновники постарались увильнуть. Более того, из монолога Светланы Кусмарцевой выяснялось, будто судебные процессы были не напрасны. Конечная их цель заключалась именно в получении судебного определения, что дорога бесхозяйная. Зачем? А это уже военная хитрость! Шлагбаум вмонтирован не в асфальтовое покрытие дороги, а в землю возле неё. Однако земля не принадлежит Засеченскому сельсовету, она находится в собственности Пензенского района. И как раз районной администрации теперь передаётся почётная миссия подавать иск о демонтаже в очередной суд. Вот так!
Правда, госпожа Кусмарцева не исключила вероятности, что снесённый с государственной земли шлагбаум тут же будет вмонтирован в бесхозяйную дорогу, для возврата которой в реестр муниципальных потребуется выждать целый год согласно законодательству.
Не для того её сделали бесхозяйной, посетовали люди, чтобы обратно вернуть в общее пользование. «Вот увидите, через год она станет частной для лиц, кому был выгоден шлагбаум!» – напоследок напророчил мужчина средних лет.