Так, показательный процесс по делу Надежды и Романа Рябовых в очередной раз доказал, что пензенское судопроизводство всецело защищает интересы городской администрации, не оставляя даже малейших иллюзий о существовании справедливого общества в России.
28 сентября 2017 года в суде Железнодорожного района Пензы состоялось второе заседание по иску семьи Рябовых к городской администрации с требованием понудить чиновников выдать разрешение на строительство дома. Резонансная история была описана в сентябрьском материале «Зона-невидимка, или Сюрприз от мэрии». Вкратце суть её такова. В конце 2016 года молодая семья купила участок земли в районе Шуиста, чуть ли не в центре огромного жилого частного сектора. По выписке из Росреестра и договору купли-продажи земля имела назначение – под индивидуальную жилую застройку (Ж-1).
С необходимыми документами для получения разрешения на строительство Рябовы отправились в городскую администрацию. И получили неожиданный отказ. Якобы земельный участок находится в зоне Ж-3, где предусмотрено строительство жилых домов от пяти этажей и выше. Правда, эту информацию, которая могла существенным образом повлиять на решение о покупке земли в данном районе, знали только в стенах самой городской администрации. После утверждения нового генерального плана Пензы в 2008 году мэрия не торопилась ставить на учёт границы территориальных зон, поэтому они существовали на карте, но не в данных Росреестра. Пришлось тогда молодому семейству обращаться в поисках справедливого решения в Железнодорожный суд.
Первое заседание прошло
6 сентября под председательством судьи Горлановой, которая не смогла добиться от представителя администрации ответа, как же покупатели могут узнать о подвохе с зонами. Но уже на следующем заседании к своему вопросу она возвращаться не стала. Напротив, в качестве дополнительных судья приобщила к материалам дела исполнительные листы федеральной службы судебных приставов и письма администрации, которые свидетельствуют о том, что муниципалитет последние пять лет с момента вынесения решения Ленинским районным судом от 06.03.2012 года планомерно проводит работу по постановке зон на кадастровый учёт.
Так, в приложенном письме от 19.07.2016 года за подписью вице-мэра Ирины Ширшиной (находится под домашним арестом с 5 августа 2017 года. – Прим. автора) была приведена информация о постановке на кадастровый учёт 1439 территориальных зон и оставшихся неучтёнными – 1977. В общем-то, цифра неоформленных – внушительная, в связи с чем городская власть планирует закончить постановку только в 2026 году. Впрочем, планировать – не значит окончательно завершить, в особенности при стабильном дефиците бюджетных средств. Поэтому остаётся догадываться, сколько подобных Рябовым пензенцев окажется в земельной ловушке. А иначе эту ситуацию не назовёшь.
В своём эмоциональном выступлении Надежда Рябова рассказала о крошечной 1-комнатной квартире, где они ютятся с маленьким сыном. Об экономии семейного бюджета и давних мечтах построить свой собственный дом. Купить участок за 950 тыс. рублей и в результате остаться ни с чем по вине городских чиновников – это ли не вопиющая несправедливость?
Действительно, а что можно делать ещё на земле, если не строиться? Например, картошку с огурцами сажать. Но для этого совсем необязательно тратить почти миллион денежных средств, достаточно прикупить дачный участок рядом с городом. И обойдётся он раз в пятьдесят дешевле.
Затрагивая вопрос строительства дома, адвокат Богородицкий, как и на прошлом заседании, привёл ссылку на п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, где земельные участки или объекты капитального строительства могут применяться независимо от смены видов разрешённого использования, если они не несут угрозу для жизни и здоровья человека, окружающей среды и объектов культурного наследия. Проект будущего дома Рябовых не угрожает никому, в связи с этим он имеет право быть построенным.
Кроме того, он указал на несовершенство принятого в 2008 году генерального плана, который проектировали питерские специалисты, недостаточно хорошо или совсем незнакомые с нашим городом. И как при этом не допустить массу ошибок, даже на примере огромного частного сектора в микрорайоне Шуист. О какой многоэтажной застройке здесь может идти речь? И какому инвестору захочется расселять за свой счёт коттеджи и строить дома на болотисто-овражистой территории? Более того, рассматриваемый район является зоной затопления Сурского водохранилища.
– У нас проблемы с этим ген-
планом были по всей Пензе! – заявил в прениях адвокат Богородицкий. – Весь микрорайон частного сектора по улице Маршала Крылова отнесли к промышленной зоне. Половина Октябрьского района непонятно в какую зону «въехала». В случае с Рябовыми администрация формально права, но для того и существует судебная власть, чтобы такие грубые ошибки исправлять. Законодательство и судебная практика позволяют принять соответствующее справедливое судебное решение.
Но судья Горланова по возвращении из совещательной комнаты отказала Рябовым в удовлетворении иска, тем самым негласно дав понять, что она, как независимая ветвь государственной власти, не берётся исправлять грубые ошибки, допускаемые местным органом самоуправления по отношению к горожанам.
В заключение следует отметить, что генеральный план не закостенелый документ, как пытаются его представить чиновники администрации. Он так же, как и город, должен меняться в зависимости от запросов и потребностей самих горожан на благоустроенную и комфортную среду обитания. Поэтому семье Рябовых после полученного отказа от судьи Горлановой не остаётся ничего иного, как возглавить общественное движение в частном секторе на Шуисте с требованием внести изменения в генплан через общественные слушания.