Виктор Александрович сам вышел на нашу редакцию, чтобы рассказать о том, как он седьмой год пытается доказать чиновникам из городской администрации, что Пензе и её жителям нужен большой парк, какой был когда-то в годы его отрочества и юношества. И что в этом вопросе поддержка губернатора Белозерцева была бы как нельзя кстати. А посему данную статью нужно непременно положить ему на стол. Вдруг после прочтения Иван Александрович вспомнит, какому хорошему делу он сам дал начало в 2011 году, но, к сожалению, быстро забыл о нём.
Арбековские поймут друг друга с полуслова
С новым знакомым встречаемся на остановке «Океан» в Арбекове. Первым делом Виктор Александрович хочет показать мне парк имени Ульяновых или, точнее, то, что от него осталось. Начинает рассказывать, как, будучи старшеклассником 52-й школы, высаживал здесь со всем классом деревья. А теперь учащихся к высадке деревьев лишний раз не привлекают. Соглашаюсь и в свою очередь рассказываю, как в 80-е годы наш класс из школы №39 очищал парк от мусора. И это считалось в порядке вещей. Тут у моего собеседника взгляд теплеет, и он признаёт во мне земляка. И уже оба с тоской смотрим на исчезнувшую половину парка нашего детства, где теперь высятся три многоэтажки от известной в городе строительной компании.
Причём рекламный слоган жилого комплекса звучал довольно-таки двусмысленно: «Квартиры в парке». То есть само его существование уже доказывало уничтожение зелёного массива в начале 2000-х годов. Спрашиваю Виктора Александровича об участии в протестных акциях, когда парк только-только начинали вырубать. Нет, отвечает он, не довелось, в то время служил на Итурупе – одном из островов Курильского архипелага. После 18 лет службы на Дальнем Востоке в звании майора вернулся в родной город. Всего же армии Виктор Небога отдал 25 лет жизни.
Здесь парку быть!
На остановке садимся в подъехавшую маршрутку №25 и едем в сторону Зари. В набитом до отказа салоне много мам с детьми-грудничками. Видимо, возвращаются из детской поликлиники домой. Виктор Александрович замечает, что общественный транспорт на Зарю частенько идёт переполненным, так как основной подвижной состав представлен именно автобусами малой вместимости.
Через десять минут мы уже идём пешком вдоль улицы Земляничной по району частной индивидуальной застройки, которая формировалась в 90-е годы прошлого века и в начале нынешнего. На заре освоения этих земель городские чиновники обещали первопоселенцам, что в обозримом будущем в непосредственной близости с их жилыми домами будет разбит парк. А ручей Безымянный станет излюбленным местом пляжного отдыха в жаркие летние дни. Поговорили-поговорили – и забыли, как это часто бывает.
Пока в микрорайоне Заря-2 не облюбовал себе место под строительство дома майор в отставке Виктор Небога. Дом он отстроил, перевёз семью и понял в свои 50 лет, что пора придумать новую мечту и поступательно двигаться к её воплощению. А что может быть выше мечты, чем идея счастья для всех, как в легендарном произведении братьев Стругацких «Пикник на обочине»: «Счастье для всех даром, и никто не уйдёт обиженным». Красиво, высоко, благородно!
С этого момента начался у мечтателя новый этап в жизни. С горечью вспоминая о вырубленном парке Ульяновых из детско-юношеских лет, решил он создать новый парк. Благо место – в самом низу улицы Земляничной – определялось по градостроительному плану от 2009 года как зона городской рекреации (Р-2) для «обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением». Иными словами, о лучшем месте для будущего парка нельзя было и мечтать!
По указанию Ивана Александровича
В октябре 2011 года, побывав на приёме у главы города Ивана Белозерцева, совмещавшего в то время ещё и должность секретаря политсовета регионального отделения партии «Единая Россия», Виктор Небога получил «добро» на высаживание первых деревьев для будущего парка. МУП «Зелёное хозяйство г. Пензы» выделило тогда 280 лип, 140 берёз и 140 клёнов. В письме-отчёте перед Белозерцевым бывший мэр Роман Чернов указывал, что специалистами МУП была проведена разбивка территории парка. Запомним эту фразу!
Так, в неспешной беседе подходим с моим собеседником к условным воротам, роль которых на сегодняшний день выполняет информационная доска с письмом Виктора Кувайцева о возможности организации парка и проектом-схемой. Рядом находится плита с памятной табличкой следующего содержания: «Деревья для парка посажены по указанию Ивана Белозерцева в октябре 2011 года». Впрочем, сам Иван Александрович здесь ни разу не бывал и не посадил ни одного дерева. Хотя, возможно, всё ещё впереди!
Катальпа – экзотика в традиционном
А пока Виктор Александрович для меня проводит экскурсию по только ему ведомому маршруту. Вот основная аллея парка – Аллея Полярников. В её начале установлен стенд с портретами и краткой биографией выдающихся земляков-путешественников Лаврентия Загоскина, Евгения Сузюмова и Константина Бадигина.
Среди более-менее повзрослевших и окрепших деревьев выделяются берёзки, рябины, липы. Южные каштаны уже сбросили листву. Двигаемся в сторону молоденьких сосенок. Рядом с ними в траве находим грибы. Тут же поблизости установлен турникет для занятий спортом и лавочки.
Через несколько десятков метров вытянулась полоса, вдоль которой мой гид и его восьмилетний внук посадили около 250 сосен. О затерявшемся в траве молодняке сигнализируют деревянные колышки. Мол, ходи осторожно, здесь посажена новая жизнь. Есть у Виктора Александровича и своеобразный питомник для каштанов, типа ясельной группы в детском саду. За лето набрались силы – пора пересаживать.
При этом мой собеседник подчёркивает, что деревья высажены не в хаотичном порядке, а по науке, как учила специалист МУП «Зелёное хозяйство». Среди видов деревьев, традиционных для среднерусской полосы и постепенно заселяющих будущий парк, в этом году появилась южная гостья – катальпа. Привезли её и высадили члены регионального отделения «Русского географического общества». Но во всей красе она покажется через пару лет, акклиматизировавшись к пензенской земле.
Беспокойное хозяйство
За три с половиной часа прогулки обойти 24 гектара, безусловно, не получается. Доходим до пруда. Он тоже расположен в границах зоны Р-2. Летом сюда приезжает много горожан. Пейзаж красивый, вода усилиями того же Небоги чистая. С каждым годом у природы отвоёвывается всё больше места под пляж. Правда, для того, чтобы завести сюда два несчастных «Камаза» песка, пришлось вступить в жёсткую конфронтацию с депутатом Законодательного собрания. Как и в прошлый созыв, депутатские полномочия по данному округу исполняет Фёдор Тощев.
По словам Виктора Александровича, он несколько лет обращался к народному избраннику с просьбой помочь завезти песок. И тот два года обещал, а перед последними выборами отказал и даже выгнал нашего героя из приёмной. Пришлось энтузиасту собирать подписи в адрес Президента Владимира Путина с просьбой приобрести две машины песка. И всё из-за чего? Не хватает военной пенсии Небоги на содержание будущего парка и пруда. Ведь всё, что сделано вокруг за шесть лет, – дело рук фактически одного человека и ангельского терпения его домочадцев.
А вот помощи от районной власти, как и городской, почему-то не поступает, хотя микрорайон Заря-2 является чертой Пензы. Более того, рекреационная зона (Р-2) в марте 2016 года была поставлена на кадастровый учёт. Организовывать здесь парк – законное дело. Тем более что Роман Чернов засвидетельствовал его разбивку ещё в 2011 году. Но если чиновники сами не способны создавать что-то новое, то хотя бы помогали тем горожанам, кто желает. Однако просьбы такого характера с завидным постоянством отклоняются. Помочь в поливе молодых, ещё не окрепших деревцев – отказ. Опахать огромную территорию трактором – отказ. Мусор вывезти с пляжа – тоже отказ. При том, что ежедневную уборку после отдыхающих в летние месяцы проводит сам Виктор Александрович. Сам же осуществляет покос травы. В нынешнем году договорился с зоопарком на её самовывоз. Благо с саженцами у него проблем практически не возникает. Министерство лесного хозяйства регулярно приходит на выручку. На сегодняшний день в парке высажено около 8 тыс. деревьев. Уход за таким огромным хозяйством – титанический труд. Но даже не в этом Виктор Небога видит основную проблему.
В третий раз закинул он невод, или Бег по замкнутому кругу
Около полутора лет мой собеседник пытается получить разрешение на официальное благоустройство данной территории. И каждый раз получает абсолютно необоснованные и незаконные отписки, по его мнению, то за подписью мэра Кувайцева, то бывшего его зама Ирины Ширшиной (последний отказ был получен за месяц до ареста чиновницы. – Прим. автора).
Поначалу заявление от 8 апреля 2016 года чиновники постарались скромно не заметить. Мало ли чудаков на свете, кому непременно хочется благоустроить
24 га земли в течение 10 лет? На долгожданного инвестора вроде не похож. Вместо гостиниц, ресторанов, теннисных кортов, саун и прочей коммерческой застройки хочет сажать деревья, строить детские площадки, лавочки, пешеходные дорожки. Зимой организовывать лыжную трассу. Летом или осенью проводить на пруду ежегодный городской слёт туристов, как это было месяц назад.
По мнению Виктора Небоги, инвестор – дело хорошее, да прождать его можно десятилетия. А за это время поднимется красивый парк. Что же дурного в этом?
Свою правоту Небоге пришлось доказывать в суде, который в августе 2016 года признал незаконным бездействие администрации в нерассмотрении заявления и обязал мэрию рассмотреть его повторно. Решение суда мэрия выполнила и в декабре того же года выдала …отказ. Мол, не приложил заявитель координат границ испрашиваемого участка. Позабыл о наличии гидротехнического сооружения на территории. И главное – высаживать деревья не считается благоустройством с точки зрения администрации.
И этот отказ Виктор Александрович обжаловал в суде. И снова мэрии указали на его незаконность. Даже разъяснили, что «деревья различных пород, в силу СП 82.13330.201 «Благоустройство территорий» относятся к элементам благоустройства». Как и нет никакого гидротехнического сооружения в границах участка. И вообще, кто-нибудь с заявлением и приложенными к нему документами знакомился? Ведь координаты границ тоже были даны.
Кому-то эта ситуация покажется комичной, но в июле 2017 года Ирина Ширшина по тем же самым основаниям отказала Виктору Небоге. Снова перед глазами чиновников возникло гидротехническое сооружение, деревья – не благоустройство. Правда, появилось «новьё»: якобы по новому законодательству обустраивать можно 25 кв. м земли и на 1 год, а заявитель замаханулся на 24 га и на 10 лет.
28 августа 2017 года Октябрьский суд признал и этот отказ незаконным. А доводы мэрии в части изменений в законодательстве по размерам площади и срокам полностью опроверг, поскольку заявление Виктор Александрович подавал до этих изменений. И уже в третий раз обязал мэрию рассмотреть заявление в соответствии с требованиями законодательства.
Как говорится, делаем ставки? Откажут или нет? Думается, что последнее, так как должность арестованной Ширшиной теперь занимает Магомед Агамагомедов – непосредственный исполнитель предыдущих отказов.
Впрочем, если данная статья чудом попадёт на стол губернатору Ивану Белозерцеву, то, возможно, по мнению Виктора Небоги, ситуация кардинально изменится… в лучшую сторону.
А пока битва с чиновниками продолжается, парк «Дружбы» пополняется новыми обитателями. 21 октября бывшие выпускники артиллерийского училища заложили аллею в память о своём преподавателе и наставнике Борисе Михайловиче Умнове. Было высажено около 128 деревьев, специально привезённых Виктором Небогой из Иссы, по количеству выпускников курса 1985 года.