7 ноября 2017 года страна отметит 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Пензе в этот день произойдёт не менее эпохальное событие – будет извлечена капсула с письмом потомкам, заложенная 7 ноября 1967 года при торжественном открытии монумента «Росток». «Любимая газета» сделала попытку провести краеведческое исследование по созданию монумента, и вот что получилось.




Старые – новые символы

Несмотря на частую критику Советского Союза, всё же мало кто из пензяков возразит тому факту, что Пензу узнают по символам, созданным именно в этот исторический период нашей страны. Вспомните, с чем ассоциируется Пенза? С «Ласточкой», монументом Славы «Росток» и памятником Первопоселенцу. Все они появились в 60 – 80-е годы прошлого века. Сегодня областная и городская власть делают упор на возрождение Спасского кафедрального собора и пытаются уже его образ внедрить в сознание горожан. Так, в новом путеводителе титульный лист украшает верхняя часть улицы Московской со множеством автомобилей, рекламой кредитного учреждения на фасаде очередного торгового центра и, как венец, Спасский собор.
Знакомство с советской Пензой с помощью известного одноимённого фотоальбома (автор Александр Бархатов. – Прим. автора) начиналось намного масштабней. На одной из первых фотографий запечатлена панорама набережной Суры. По реке идёт речной катер «Маркин», а возле монумента Славы «Росток» в жаркий летний день наблюдается большое скопление горожан. Та Пенза была с цветомузыкальным фонтаном, действующим планетарием и пионерами, наблюдавшими за звёздами через телескоп.

Не вами заложено, не вам и переигрывать!

Ни действующего планетария, ни пионеров, даже цветомузыки не осталось. Но сохранился «Росток», о котором вспомнили одномоментно все местные СМИ в мае 2017 года, когда мэрия озвучила план праздничных мероприятий ко Дню России. Одним из главных событий на
11 июня значилось вскрытие капсулы с письмом потомкам. «Как же такое возможно?» – негодовали старые коммунисты. «Не ими заложено, не им и решать, когда вскрывать», – с возмущением в голосе говорил тогда по телефону корреспонденту «Любимой газеты» постоянный читатель Владимир Александрович Кадников. «Самоуправство» могло принять серьёзный оборот, поскольку коммунисты советской поры собирались выйти на пикет перед зданием городской администрации и даже было намечено время сбора – 17.00. Однако за полчаса до пикета на сайте одного из информагентств появилась новость, что письмо будет вскрыто в «правильную» дату – 7 ноября 2017 года, как и было решено на торжественном митинге 50 лет назад. И волнения тут же прекратились.

Глазами советского корреспондента

Зато появился повод более подробно узнать историю создания «Ростка». Кто, когда, на каком предприятии его произвёл? Кому говорить спасибо за монумент, ставший впоследствии одним из главных символов Пензы? И как освещала пензенская пресса открытие обелиска Славы 6 ноября 1967 года?
В библиотеке им. М. Ю. Лермонтова найти подшивку «Пензенской правды» за 1967 год не составило труда. Как и газету за 7 ноября со статьёй «Подвигу жить в веках!» (открытие обелиска Славы в Пензе). Её автор – Е. Ховрин, фото сделано – А. Бархатовым. С первых же строк погружаешься в эпоху больших свершений и побед, торжественных митингов и приветственных речей партийных деятелей.
Вот с трибуны перед тысячами пензенцев выступает первый секретарь обкома КПСС Лев Ермин: «Сегодня в канун полувекового юбилея нашей социалистической Отчизны здесь, на берегу Суры, на одном из красивых мест родной Пензы, мы открываем обелиск Славы. Он посвящается тем, кто осенью семнадцатого года под знаменем ленинской партии коммунистов навсегда сокрушил в России эксплуататорский строй и проложил человечеству путь к новой жизни».
Он говорит также о том, что обелиск будет напоминать и о героизме трудящихся первых пятилеток, «рабочих, первыми поддержавших почин Стаханова и Изотова, о строителях первых колхозов в Присурье».
Говорит Ермин и о подвиге пензенцев в годы Великой Отечественной войны: «Наш обелиск – памятник им, героям, мужественным бойцам фронта и тыла минувшей войны».
И, конечно же, оратор не забывает о дне сегодняшнем – о людях, «кто своим вдохновенным трудом славит нашу Родину, нашу родную пензенскую землю».
По словам первого секретаря обкома, обелиск Славы представляет собой гигантский росток, что символично: «Кровь и жертвы, которые понёс наш народ в октябрьские дни семнадцатого года, в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, не прошли даром. Дело Октября, идеи марксизма-ленинизма, идеи коммунизма торжествуют».

Представители трёх поколений

После своего выступления Лев Ермин открывает обелиск Славы. И одновременно, со слов советского корреспондента, «со стелы, сооружённой рядом с обелиском, ниспадает покрывало, и взору присутствующих открываются барельефы, запечатлевшие славные вехи полувековой истории нашего государства».
За выступлениями происходит, пожалуй, самое интересное – «в стелу замуровывается письмо потомкам, которое будет вскрыто в 2017 году, в день столетия Великой Октябрьской социалистической революции». Этот торжественный акт поручается выполнить представителям трёх поколений: члену КПСС с 1917 года С. Н. Жаврину, слесарю завода «Химмаш» Герою Социалистического Труда Н. П. Дымкову и ученице 10 класса, секретарю комсомольской организации средней школы №11
Л. Бубновой.
Торжественное мероприятие заканчивается артиллерийским салютом и возложением цветов к подножию монумента.

Для «Химмаша» это был ширпотреб

Конечно же, не случайно слесарь-инструментальщик цеха №3 завода «Химмаш» Николай Дымков закладывал письмо потомкам. Именно «Пензхиммаш», которому 30 сентября 2017 года исполнилось 65 лет, изготовил стелу «Росток». Через пятьдесят лет было довольно сложно найти кого-либо из участников событий тех лет. Самого Николая Дымкова давно уже нет в живых. С его вдовой Юлией Никаноровной связаться не удалось.
Бывший главный инженер «Химмаша» Борис Семёнович Зац от беседы отказался, сославшись на слишком уж далёкие дела минувших дней, о которых воспоминаний не осталось. Единственным собеседником корреспондента «Любимой газеты» стал бывший главный технолог завода Исаак Моисеевич Зингер, проработавший на предприятии более 50 лет. При телефонном разговоре он сначала удивился озвученной теме, долго сомневался, что может быть полезен, но всё же назначил встречу у себя дома.
По воспоминаниям Исаака Моисеевича, проект монумента «Вечная слава» был разработан ленинградскими инженерами. Саму конструкцию делал цех №1. Но моему собеседнику запомнились работы по отделке:
– Последние двадцать дней перед отправкой к месту установки мы каждое утро встречались с директором завода Иваном Ивановичем Бурлаковым в цехе №10. Проблема заключалась в следующем: при дневном свете поверхность, выполненная из нержавеющей стали, казалась гладкой и ровной. Как только свет падал под другим углом, на монументе возникали пятна, поверхность бликовала, и приходилось вновь и вновь зачищать её пескоструйной установкой.
Однако даже при установке на набережной, на открытом пространстве, монумент снова бликовал, и приходилось пескоструить на месте несколько раз.
А в целом для завода этот заказ не представлял никакой сложности. «Игрушечная конструкция, ширпотреб», как выразился Исаак Моисеевич. Конечно, по сравнению со стартовым комплексом, запустившим 12 апреля 1961 года первый космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту, это действительно ширпотреб. За запуск первого человека в космос заводу была присвоена высшая награда – орден Ленина. А что монумент?
– Надо было его сделать раза в три выше, – замечает бывший главный технолог. – Тогда бы он не затерялся среди нынешних многоэтажек и выглядел бы величественней.


Из архива заводского музея

С большой грустью приходится констатировать, что от завода-гиганта величия тоже мало осталось. Теперь оно живёт в книгах и в экспонатах заводского музея, где сохраняется память о великих трудовых свершениях и победах советской эпохи.
Для «Любимой газеты» в музее нашлись технические и проектные документы по монументу «Вечная слава». Эти немые свидетели хранят лишь сухую, но вместе с тем точную информацию.
Так, по документам, заказчиком выступил пензенский горкомхоз. Проектная, рабочая конструкторская документация и расчёты элементов каркаса обелиска выполнены проектным институтом «Пензгражданпроект».
Высота обелиска – 25 650 мм, ширина – 3230х2580 мм, масса – 12 260 кг. Изготовление монумента производилось по заводскому заказу №21479 при непосредственном участии и под авторским надзором заводского конструкторского бюро, который возглавляла на тот момент Инна Фёдоровна Харичкина, под руководством главного конструктора завода Сергея Михайловича Долбенского и главного технолога Исаака Моисеевича Зингера.
Перевозка монумента с завода до набережной производилась спецавтотранспортом в полностью собранном виде.
Остаётся ещё раз напомнить, что вскрытие капсулы с письмом потомкам состоится 7 ноября. А значит, мы в скором времени узнаем, какими нас представляли из прошлого советские люди. И сравним: в лучшую или худшую сторону нас изменила смена государственного строя, экономической системы и уход от коммунистической идеологии?
«Любимая газета» выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке данного материала Владимиру Александровичу Кадникову, Алексею Антоновичу Колобову, Анатолию Петровичу Дубинину и Алексею Викторовичу Евсееву.
P. S. Один из наших постоянных читателей, Сергей Александрович Филатов, чей дом расположен напротив набережной и обелиска «Росток», любезно предоставил редакции фотографии, сделанные когда-то с балкона дома его отцом! На них запечатлены работы по установке монумента. Фотографии ранее нигде не публиковались.