На будущей неделе в Пензе состоится весьма примечательный судебный процесс. Заведующий лабораторией радиоизотопной диагностики Пензенского онкологического диспансера Антон Столяров требует от руководства лечебного учреждения отмены приказа, который, по его экспертному мнению, наихудшим образом скажется на ситуации с онкозаболеваемостью в области.


Трудовые споры в бюджетной сфере, предаваемые гласности, явление редкое. Оттого интерес к ним со стороны СМИ всегда стабильно высокий. В нынешнем году «Любимая газета» освещала судебный процесс преподавателя финансового университета при Правительстве РФ Инны Медушевской к ректору учебного заведения Владимиру Бондаренко в связи с незаконностью увольнения. Тогда в деле на первом плане фигурировали результаты конкурса на замещение вакантных должностей и чехарда с трудовыми договорами. А на заднем плане прорисовывалось явное недовольство руководителя к независимому во взглядах высококвалифицированному работнику. Такие сотрудники, как известно, не только в бюджетной, но и в коммерческой среде не особо-то угодны. Суд Медушевской в её требованиях отказал по причине пропуска исковой давности.
И вот новое судебное разбирательство среди бюджетников. Причём в основе трудового конфликта снова лежит независимость работника, но уже в политических взглядах. Однако в случае проигрыша жертвами окажутся, как и в деле Медушевской, подопечные представителей самых консервативных профессий: учащиеся и пациенты.
Антон Столяров – молодой врач-онколог, семь лет проработавший в должности руководителя лаборатории радиоизотопной диагностики. В 2017 году был выдвинут пензенским отделением КПРФ в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания. По словам Столярова, главному врачу онкодиспансера Виталию Серебрякову не то чтобы не понравилось решение сотрудника заниматься ещё и общественной работой. Отнюдь! Смущало руководителя выдвижение от «неправильной партии», хоть и парламентской. В общем-то, логику главврача понять несложно. В медучреждении все должны быть однопартийцами для спокойствия больных. А то начнутся жаркие дебаты в операционной между, допустим, хирургом-либералом и анестезиологом-коммунистом, что станется тогда с пациентом? Но это шутка, конечно.
Однако, на полном серьёзе, как только Столяров заявил о начале своей предвыборной кампании, ему на ознакомление поступил приказ №1562-О от 08.08.2017 года, согласно которому с 1 декабря «лаборатория радиоизотопной диагностики» объединяется с «радиологическим отделением», по сути, лечебным отделением. В результате его должность будет сокращена, и станет он рядовым врачом-радиологом.
Выборы в Законодательное собрание по округу №3 Антон Столяров проиграл, тем не менее показав лучший результат по Пензе среди кандидатов – одномандатников от КПРФ. Но от идеи соединить диагностику с лечебным отделением главный врач не отказался. Тогда завлабораторией, онколог, радиолог, рентгенолог и кандидат медицинских наук в одном лице Столяров подал в суд на незаконность приказа. По российскому законодательству (приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 02.08.1991 г. №132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики») радиоизотопная лаборатория создаётся в составе отделения лучевой диагностики. Иными словами, не надо путать кислое с пресным.
На предварительной беседе, состоявшейся в Октябрьском районном суде 1 ноября, юрист онкодиспансера Светлана Сурикова отказалась давать комментарий корреспонденту «ЛГ». Вместе с тем она указала на возражения к иску, где можно ознакомиться с позицией руководства лечебного учреждения. Эта позиция, попади она на глаза пациенту диспансера, вызвала бы массу вопросов. Взяв её на вооружение, получается, будто объединение двух различных по профилю отделений не что иное, как работа по ликвидации избытка врачебных ставок. И это в условиях, когда онкологические заболевания занимают второе место среди причин смертности в России, и в Пензенской области в частности.
Серебряков в июле нынешнего года в интервью для одного из пензенских информагентств рассказал, что «раннее активное выявление заболевания позволяет сохранять жизнь нашим пациентам, а это самое главное». А на деле, по мнению Столярова, происходит фактически ликвидация одного из диагностических отделений:
– Реорганизуя отделение радиоизотопной диагностики, руководство фактически его закрывает. Я на протяжении восьми лет разрабатывал новые методики, чтобы, например, химиотерапию не бездумно давали пациенту, а в зависимости от динамики ухудшения или улучшения его состояния.
Кроме того, пока ещё завлабораторией Столяров отметил, что его отделение начинало с исследований 500 пациентов в год. Сейчас этот показатель равен 3,5 тыс. человек за 9 месяцев 2017 года. Данная лаборатория в онкодиспансере единственная для всей Пензенской области, где с помощью радионуклидной диагностики выявляются на ранней стадии метастазы.
К предстоящему судебному делу следует добавить ещё пару характерных штрихов. В августе нынешнего года Минздрав России через федеральные СМИ заявил о создании до конца года программы по раннему выявлению рака. Проект было поручено курировать вице-премьеру правительства Ольге Голодец. То есть политика федерального центра самая что ни на есть разумная. Эффективней вкладывать бюджетные средства в современное диагностирование, выявить заболевание на начальной стадии, провести своевременное лечение, чем тратить миллиарды из Фонда медстрахования, когда болезнь переходит на более поздние этапы развития и приводит к неминуемой инвалидности. Но это, правда, уже средства Фонда соцстраха, но опять-таки государственные.
Остаётся добавить, что первое заседание по иску врача Столярова к руководству онкологического диспансера состоится 15 ноября в Октябрьском районном суде под председательством судьи Николаевой.