23 декабря министр образования Александр Воронков после критических публикаций, связанных с ограничением водоснабжения в посёлке Калинина, вместе с корреспондентом «Любимой газеты» выехал с инспекцией в калининскую школу. Однако его приезд был расценен районной властью чуть ли не как попытка закрытия образовательного учреждения.


Александр Воронков в калининской школе
____________________________________

Не «стреляйте» в журналиста!

Теперь, спустя две недели от восстановления бесперебойного и круглосуточного водоснабжения в посёлке Калинина, можно назвать виновника всех коммунальных бед калининцев. Им, оказывается, всё это время была… «Любимая газета»! Собственно, и для корреспондента подобное откровение, высказанное ему в лицо работницей пищеблока калининской школы, стало неожиданностью. Скрывать не буду – неприятной неожиданностью. Поскольку каких-то два месяца назад этот же самый человек гневно возмущался тем, что сельчан бросили один на один с бедой, что никому они не нужны и проблемы с водой для нормального функционирования школьного пищеблока им приходится решать собственными силами.
Напомним, с 25 сентября из-за долгов местного МУП перед ПАО «ТНС энерго Пенза» в посёлке было введено ограничение водоснабжения: вода подавалась три часа в будние дни и круглосуточно в выходные. Почему подавалась? С 26 декабря, после частичной оплаты долгов из районного бюджета, вода круглосуточно течёт из кранов калининцев.
И газета всё это время писала, чтобы исполнительная власть, не только районная, но и областная, обратила внимание на коммунальное бедствие в посёлке Калинина. Последний, четвёртый по счёту материал под названием «Туалет для министра образования, или Золотое правило нравственности» вышел
20 декабря. Сразу в редакцию поступил звонок из министерства образования на безосновательную критику в адрес их руководителя. Мол, образовательный процесс, несмотря на перебои с водоснабжением, в школе отлажен. А коммунальные проблемы находятся в компетенции районной власти. И для наглядного подтверждения нашей неправоты министр организовал поездку в район.
В результате уже на месте газета получила в лицо от работника пищеблока гневную отповедь: «Отстаньте от нашей школы!». Более того, начальник районного управления образования Елена Коняшкина, оперативно приехав в выходной день на встречу с министром в посёлок, без обиняков заявила, что мы своими лживыми публикациями ставим школу на грань закрытия. Мол, пишут про золотые унитазы для министра. Где Елена Николаевна вычитала о золотых унитазах? Может, о золотом правиле нравственности говорилось в статье? Примерно с той же тональностью ей вторил директор школы №9 Игорь Данилов. «Всё, что написано в статье, – неправда!» – повторял он за спиной министра.
Всем «горячим головам» следует пояснить: наши материалы пишутся на основе переписки с чиновниками, документов и общения с людьми с приложением диктофонных записей. В последнем материале брались за основу документы, которые составляли дело в отношении ООО «ТНС энерго Пенза» в Федеральной антимонопольной службе.
Более того, прежде чем «стрелять» в журналистов, пишущих о серьёзных проблемах в сельской местности, может, стоит прежде задуматься: а много ли таких осталось?

Хорошая и уютная школа

Впрочем, сам министр Воронков находился в тот день в прекрасном расположении духа, тем самым демонстрируя нормальное, конструктивное отношение к критике. И раз уж появился повод посетить сельскую школу, проинспектировать её тоже было нелишне. Обход учебных классов особых нареканий не вызвал. Чисто, уютно, тепло, правда, немного бедновато по сравнению с городскими учебными заведениями. В кабинете иностранного языка и вовсе появилось ощущение, будто вернулся в советскую эпоху: над доской можно было прочитать крылатую фразу Карла Маркса, в дословном переводе с немецкого звучащую как «Иностранный язык есть оружие в жизненной борьбе!».
В кабинете информатики Александр Геннадьевич поинтересовался современностью техники, поскольку внешний вид компьютеров явно выдавал их возраст. В одном из классов министр встретился с учениками и их родителями. Реакция детей на настоящего живого министра в сельской глуши была испуганно-сдержанной. И получалось, что на задаваемые вопросы сначала отвечали взрослые, а ребятишки уже как эхо повторяли за ними. При этом большой чиновник не растерялся, а, наоборот, даже присел «на корточки», чтобы ребятишки оттаяли. Однако вид министра, да ещё и на корточках, привёл их, пожалуй, в полное оцепенение.
Уже к педагогам и руководителям Воронков обратился с вопросом о дополнительном образовании для учеников, которых привозят в школу, в том числе из трёх соседних сёл. Выяснилось, что у калининских детей возможностей для развития творческих способностей больше, так как в непосредственной близости со школой располагается Дом культуры. Значит, надо проработать вопрос с выездным классом детской школы искусств, чтобы и «привозные» дети не были ущемлены. С таким поручением он обратился к начальнику управления образования Елене Коняшкиной.

«Теория пластиковых бутылок и вёдер»

А как же вопрос по водоснабжению? Нет, о нём министр не забыл. И потребовал провести его и в санкомнату. Но там ничего вопиюще-кричащего также не было замечено. И как говорится, всё соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Правда, о проблемах с водой красноречиво указывали ряды пластиковых бутылок и вёдра.
– Прошу вас не делать детей заложниками коммунальных проблем, – сказал Воронков с явным намёком использовать уличный сортир лишь в самых крайних ситуациях, а лучше и совсем не использовать.
Его заверили, что в школе имеется достаточный запас технической воды, пока существуют перебои с водоснабжением, а питьевую, бутилированную, подвозят.
По результатам инспекции можно было делать вывод: претензии к ведомству министра Воронкова были безосновательными и всё в калининской школе хорошо. Ну а с трёхчасовой подачей воды и почти полумиллионным долгом пусть разбираются другие ведомства.
Так-то всё верно, Александр Геннадьевич, но «Любимая газета» в своих публикациях не «наезжала» на школу, учителей и директоров. И уж тем более не желает её закрытия. Мы говорили и говорим о замалчивании серьёзных проблем перед вышестоящими руководителями, будь то областными или федеральными. И что надо быть больше, чем профильный министр, у которого дети в сельской школе не только получают общеобразовательный стандарт, но и извлекают уроки жизни. Если ребёнок изо дня в день будет смывать в школьном туалете из пластиковой бутылки или ведра, то он начнёт считать это за норму. Если он изо дня в день видит, что проблемы с той же водой в селе не решаются взрослыми дядями и тётями, а по телевизору показывают красивую жизнь, то на селе он не останется. Другими словами, почти как известная «Теория разбитых окон», но адаптированная к пензенской земле.


С запасом воды в школе предпочитают расставаться
_____________________________________________


Теперь калининским школьникам доступен и тёплый туалет
__________________________________________________

От редактора «ЛГ– Пенза»
Территория зависимости и страха

Страх – одно из самых сильных человеческих чувств.
Иногда, к счастью, очень редко, в нашей работе приходится сталкиваться с такими фактами, что люди, попавшие в трудную ситуацию, сначала рассказывают журналистам о своей проблеме, плачутся, взывают о помощи, а после публикации материала вдруг начинают идти на попятную. Ответ прост – всё дело в страхе, который начинают нагнетать свыше. «Как вы посмели вынести сор из избы? Останетесь вообще без работы. Школу совсем закроют!» – приблизительно так могли звучать увещевания людям, «посмевшим» рассказать нам о своих проблемах после выхода статей о калининских неурядицах. И проблема, которая беспокоила граждан, уже кажется им пустяком по сравнению с грядущей полной «катастрофой».
Дело в том, что, живя в условиях отсутствия работы по месту проживания, люди становятся очень зависимы от вышестоящего руководства. В том числе они становятся и заложниками многих ситуаций, которые это руководство не может или не хочет решать в течение длительного времени. Что поделаешь? Система так работает. Держась за свои места в районах, должностные лица порой также боятся рассказывать о нерешаемых самостоятельно вопросах вышестоящим начальникам. Сочтут их ещё профнепригодными да и освободят от занимаемых должностей.
Однако такой своей позицией они просто подставляют чиновников, находящихся на иерархической лестнице гораздо выше. И это не моё субъективное мнение. «Высокие», на взгляд районных и местных управленцев, должностные лица сами об этом говорят. А о возникших проблемах они предпочитают узнавать непосредственно от подчинённых снизу, а не из СМИ или жалоб граждан в различные инстанции. Кстати, а что мешало той же госпоже Коняшкиной сообщить в министерство образования о возникшей в калининской школе проблеме, пусть и не связанной с самим учебным процессом, и попросить там помощи? Ведь министр Воронков по меньшей мере раз в неделю на планёрке встречается с другими министрами и членами правительства области. Да помогли бы они уже давно совместными усилиями. Предположу, что госпожой Коняшкиной руководило тоже чувство страха перед руководством Каменского района. И вместо оперативного решения проблемы в данном случае мы получили запугивание населения и распускание слухов о закрытии школы.
Кстати, в военное время за подобное сочинительство и распространение таких страшилок, подрывающих веру населения в государство, давно бы уже разобрались самым строгим, если не сказать жестоким, образом. К счастью, мы живём в мирное время, а вот диктофонную запись, которая, впрочем, как и все материалы, сохраняется, мы готовы предоставить и в компетентные органы, чтоб неповадно было дезинформировать население и играть на их чувстве страха.