В прошлом году «Любимая газета», похоже, первой из всех СМИ Пензенской области подняла тему исключения многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта. Статья «Капремонта не достойны!» была опубликована 5-го декабря 2017-го. Но только сейчас до кузнечан стал доходить «весь ужас ситуации».


Сошли на финише

Ужасом назвали наши читатели «выбрасывание» домов из очереди на ремонт после того, как жильцы в течение трёх лет платили взносы. Особый страх сейчас испытывают жильцы небольших и немолодых МКД, так как во всех известных кузнечанам случаях право на капитальное будущее потеряли двух-этажки, построенные в 50 – 60-х годах прошлого века. Таких в Кузнецке целые «городки», а информацию о том, попал ли именно твой дом в «чёрный список», получить негде – на это жаловались люди, позвонившие в нашу редакцию на прошлой неделе. На сайте регионального оператора подобных сведений нет, на сайте администрации Кузнецка их найти нельзя, работники обслуживающей организации ничего определённого сказать не могут.
Некоторые граждане слышали, что директор регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области Наталья Моисеева приезжала после новогодних выходных в Кузнецк, совещание по острому вопросу проходило в кабинете главы администрации. Но если собственников, председателей домкомов не пригласили на ту встречу, означает ли это, что их дома в программе останутся?
Неопределённость пугает. И читатели попросили «Любимую газету» огласить пусть горькую, но истину. Истину озвучил начальник отдела городского хозяйства Алексей Николаев.
Первым потоком в результате актуализации региональной программы капремонта в 2017-м (после того, как здания были обследованы и специалисты установили, что уровень износа конструкций превышает 70%) исключено из программы было 12 кузнецких домов. Три из них – дома №№ 115, 117, 119 по улице Сызранской – признаны аварийными.
Ещё два дома: №1 по ул. Рабочий городок и №121 по улице Сызранской, скорее всего, получат такое же «признание» в ближайшее время.
А вопрос о судьбе домов №№ 34, 36, 38, 38а по улице Радищева, дома №21 по ул. Железнодорожной и домов №№ 150, 152 по улице Сызранской ещё решается, хотя на сегодняшний день в программе их нет.
Сейчас проходят процедуру исключения ещё 9 МКД, находящихся на территории Кузнецка. К слову, по срокам проводить работы по замене кровли или внутридомовых инженерных сетей (или и того, и другого) во всех этих жилых зданиях должны были в наступившем 2018-м году.
Адреса следующих кандидатов на выбывание таковы:
– дома №№ 74, 76, 155 по ул. Белинского;
– дом №1в по ул. Варшавской;
– д. №9 по ул. Первомайской;
– д. №9 по ул. «Правды»;
– д. №150 по ул. Калинина;
– д. №6 по ул. Рабочий городок;
– д. №61б по ул. Октябрьской.
Последнему капремонт точно не светит, потому что дом на Октябрьской полностью деревянный, ремонтировать его нецелесообразно, считают чиновники. По остальным, как сказал Алексей Николаев, вопрос будет решаться.

Возвращение за деньги

Так каковы варианты решения? А уже вышла в свет схема-памятка: «Если дом исключён из региональной программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, в связи с износом основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) МКД, превышающим 70%».
Собственникам даётся два месяца на то, чтобы принять одно из трёх решений и направить его в управление ЖКХ и ГЗН Пензенской области, Госжилтехстройинспекцию и местную администрацию.
Путь первый. Авторы «памятки» полагают, что жители МКД могут захотеть за свой счёт провести капитальный ремонт «с целью восстановления утраченных технических характеристик». Условно говоря, не понравилось специалистам фонда состояние фундамента – граждане решают его усилить, собирают на эти работы деньги, нанимают подрядчика, процент износа уменьшается… Всё, дом можно снова включать в программу капремонта. Казалось бы, зачем? Фундамент отремонтирован! Но ведь у дома есть ещё и крыша, фасад, инженерные системы… Вернут ли гражданам деньги, которые они добровольно вложили в капремонт, уменьшат ли размер ежемесячного взноса? Памятка об этом не упоминает.
Путь второй. Собственники сами принимают решение о реконструкции МКД. В этом случае источником финансирования являются «средства собственников, включая остатки средств капитального ремонта». По словам начальника отдела городского хозяйства администрации г. Кузнецка, сейчас управляющая организация ООО «РЭУ» готовит смету на восстановление конструктивных элементов в тех самых домах, судьба которых решается. В региональный фонд был сделан запрос о том, сколько денег выплатили жильцы за три года исправных (или неисправных) взносов на капремонт. Если цифры в смете и в выписке об уплаченных взносах окажутся равны или жильцам нужно будет немного доплатить, чтобы они сравнялись, то работы будут проведены в 2018-м, а в 2019-м году дома включат в региональную программу по результатам технического обследования после реконструкции. Если же цифры будут несопоставимы, то… пока не известно, что делать.
Путь третий. Собственники направляют обращение в межведомственную комиссию по оценке жилищного фонда. Этот путь в памятке самый разветвлённый. Комиссия может признать дом аварийным и подлежащим сносу. В этом случае дом ставится в очередь на расселение, и его жильцы терпеливо ждут, когда появится федеральная или областная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Если такая программа не появится, то людям придётся очень-очень терпеливо ждать, когда в бюджете Кузнецка появятся деньги. Межведомственная комиссия может признать дом аварийным, но подлежащим не сносу, а реконструкции. Источники финансирования реконструкции определяются в решении местной администрации. Найдутся вдруг средства на реконструкцию, будет она проведена – МКД снова включат в программу капремонта. Самое сложное, если межведомственная комиссия придёт к заключению об отсутствии оснований для признания МКД аварийным. От этого варианта в схеме никаких «стрелочек» не идёт. Вернут не такой уж и изношенный, по мнению работников специализированной организации, дом в программу капремонта или не вернут? Опять эта пугающая неопределённость.