В конце прошлого года уже казалась, что почти двухгодичная борьба жителей села Нижняя Елюзань Городищенского района за удобную для них остановку общественного транспорта на федеральной автодороге М5 «Урал» подходит к завершению и решение проблемы найдено. Однако на прошлой неделе стало известно, что ФКУ «Поволжуправдор» в очередной раз сообщило о невозможности устройства дополнительной автобусной остановки.






История борьбы

Для небольших населённых пунктов области, где почти нет работы, серьёзной медицинской помощи, учебных заведений для окончивших школу детей, весьма существенным фактором является хорошее транспортное обеспечение. Жителям Нижней Елюзани вроде бы и грех жаловаться на то, что из села выехать нельзя – рядом проходит федеральная автодорога с большим количеством проезжающих автобусов. Но после внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 2016 года водители маршрутных транспортных средств перестали останавливаться в удобном для нижнеелюзанцев месте в районе ул. Центральной. Боясь административного наказания в виде весьма существенного штрафа, водители стали осуществлять посадку и высадку пассажиров только там, где расположены остановочные пункты.
В 2015 году после выполнения работ по капитальному ремонту федеральной автомобильной дороги оборудованная остановка общественного транспорта (если ехать из Пензы) стала располагаться на достаточном удалении от села. Добираться от или до неё жителям неудобно и небезопасно. Связано это не только с большим расстоянием, но и с необходимостью переходить ещё одну дорогу, на которой до пешеходного перехода добраться просто невозможно.
Обеспокоенные сложившейся ситуацией жители стали бить тревогу, направляя обращения и в администрацию Нижнеелюзанского сельсовета, и в администрацию Городищенского района, и губернатору, и в ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» (ФКУ «Поволжуправдор») с просьбой перенести им остановку. Неоднократно и редакция «Любимой газеты», описывая проблему, обращалась в различные ведомства с просьбой помочь жителям села. 26 декабря 2016 года на итоговой пресс-коференции губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева мы также поднимали этот вопрос. К помощи нижнеелюзанцам по вопросу переноса остановки подключилось и региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ). Активисты ОНФ не один раз выезжали на место и инициировали оперативные совещания с приглашением специалистов. Депутат Госдумы Иван Фирюлин, зампред правительства Пензенской области Дмитрий Семёнов, министерство строительства и дорожного хозяйства области, Госжилстройтехинспекция тоже пытались способствовать в разрешении «остановочной» проблемы. В итоге человеческий и бумажный круговорот по данному вопросу оказался большим, но, увы, безрезультатным. Все усилия жителей и их помощников сводились к тому, что ФКУ «Поволжуправдор» – организация, отвечающая за содержание автодороги, отвечала отказом в обустройстве удобной для жителей остановки.
В качестве выхода из сложившейся ситуации специалисты ФКУ «Поволжуправдор» ещё весной прошлого года в письме на имя губернатора рекомендовали: «…проработать вопрос об изменении схемы движения маршрутного транспорта с заездом в с. Н. Елюзань при следовании по маршруту, а также рекомендовать Администрации Городищенского района Пензенской области выполнить работы по устройству остановочных пунктов в с. Н. Елюзань на улице Ольховской либо на улице Центральной…». Несогласные с данным предложением жители, полагая, что заезд автобусов в село при съезде с автодороги создаст проблемы другому транспорту, продолжали настаивать на обустройстве дополнительной остановки на трассе.

Казалась близкою победа…

Дело в том, что сельчане настаивали на обустройстве для них остановки в том месте, где она когда-то давно была и до 2016 года водители рейсовых автобусов по просьбам там всегда останавливались. Только вот в том самом удобном для жителей месте уже более десятка лет расположена газовая заправка (АГЗС), поэтому при капитальном ремонте были сделаны переходно-скоростные полосы с учётом въезда и выезда с неё, а для остановки общественного транспорта с учётом технических требований места, увы, не осталось.
Но вдруг перед выборами в Законодательное собрание Пензенской области осенью прошлого года ситуация, как казалось, стала складываться в пользу нижнеелюзанцев.
На очередное обращение главы администрации Городищенского района из ФКУ «Поволжуправдор» за подписью и. о. начальника Б. С. Искиндировой от 07.09.2017 г. пришёл ответ, в котором давалось предварительное согласование на устройство остановочного автопавильона на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск на 713 км+350 справа при выполнении ряда условий. Технические условия, представленные «Поволжуправдором» для районной администрации, оказались невыполнимы из-за отсутствия средств и невозможности проведения каких-либо работ на «чужой» земле. В конце августа рядом с АГЗС появился даже остановочный павильончик, озадачивший и одновременно вселивший надежду в души сельчан. Покрасовавшись на обочине автодороги полтора месяца, он исчез 19 октября. Появление остановочного павильона жители связали с предвыборными обещаниями одного из кандидатов в Заксобрание Игоря Борисова, за которого преимущественно и проголосовали. А вот убран павильон был по требованию городищенской прокуратуры после проверки по жалобе владельца АГЗС, как установленный незаконно и с нарушением норм безопасности.
2 ноября 2017 года на приёме у зампреда правительства Пензенской области Дмитрия Семёнова нижнеелюзанских активистов Наили Фаттиховны Бадямшиной и Равиля Каллимуловича Сайфетдинова Семёнов решил, что начальник ФКУ «Поволжуправдор» Логунов должен дать ответ по существу об обустройстве остановки с учётом всех обстоятельств.

Предновогодний приём у зампреда правительства

Ответа от Логунова сельчане так и не дождались и 26 декабря вновь отправились на приём к Семёнову. Равиль Сайфетдинов и глава администрации Нижнеелюзанского сельсовета Ильяс Умряшкин настаивали на том, что выданные «Поволжуправдором» осенью техусловия по обустройству дополнительной остановки на трассе им подходят идеально. Но кто бы всё им это сделал? Земля-то в данном месте чужая. На это Дмитрий Васильевич заявил визитёрам, что данные техусловия нереализуемы: «Мы там были, всё это видели. Отсыпали площадку, поставили остановку, законно – незаконно, не знаю. Потом её убрали, было требование прокуратуры её убрать. Иных вариантов я не видел. Ну, её поставили, а потом убрали. Как это произошло, кто это сделал, мне неведомо. Я знаю, что шли наказы, вы, как избиратели, обращались к депутату Заксобра Борисову (тогда ещё кандидату в депутаты. – Прим. автора) по этой части. Ему, как никому иному, было бы этот вопрос понятнее рассмотреть, так как он работал в Ростехнадзоре, не верить дорожникам и ему вторую проверку бы по этому вопросу пройти.[…] Мы выезжали, мерили шагами, рулетками, дальномерами. […] Что там изменилось? Остановку поставили – прокурор протест подал, правильно? […] На их земле всё будет являться незаконной предпринимательской деятельностью. Не дай бог, какое ДТП произойдёт, не дай бог, кто попадёт в ДТП, поскользнётся или от «встречки» будет уходить, а там остановка. Он влетит в эту остановку, и пошло у нас – раскрутка. Откуда взялась? Кто поставил? Не дай бог, кто погиб. Даже будет материальный ущерб, если машина помнётся, или кто-то на остановке пострадает, или кто-то в машине пострадает. Крутить будут «по полной», откуда она появилась. Пусть она появится по закону.»
Итогом более чем эмоциональной речи зампреда правительства стало предложение о проведении после нового года технического совещания в «Поволжуправдоре» с приглашением большого количества специалистов из различных организаций.

Решение дорожников

На совещание в «Поволжуправдоре» нижнеелюзаны возлагали большие надежды. 24 января при его проведении они настаивали на исполнении, ранее выданных технических условий по организации дополнительной остановки на автодороге, но получили отказ. На самом совещании не было Семёнова, а также начальника «Поволжуправдора» Логунова. В ответе «Поволжуправдора» по итогам совещания содержится мотивация отказа и предложение об устройстве остановочных пунктов в самом селе: «[…] Проектная документация на капитальный ремонт автомобильной дороги имеет положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», которые подтверждают правильность технических решений.
[…] В пределах существующей полосы отвода автомобильной дороги разместить автобусную остановку с соблюдением всех перечисленных требований нормативных документов невозможно.
На участке от примыкания к АГЗС до примыкания к автомобильной дороге «Н. Елюзань – Р. Камешкир – с. Лопатино – гр. области» справа расположена ПСП (переходно-скоростная полоса. – Прим. автора) выезда с заправки и ПСП для поворота направо. Расстояние между ними составляет 117 метров. Разместить на этом участке автобусную остановку не представляется возможным, так как расстояния для устройства ПСП нет».
Про выданные перед выборами в Заксобрание техусловия в «Поволжуправдоре» предпочли забыть. Из-за невозможности устройства дополнительной автобусной остановки в очередной раз было рекомендовано изменить схему движения общественного транспорта с заездом в Н. Елюзань и выполнить работы по устройству остановочных пунктов в самом селе.
Нижнеелюзанские активисты, собрав всю переписку и публикации по своей проблеме, направили увесистую бандероль в администрацию Президента России. Хотя, можно предположить, что результат окажется всё тем же. Так что сельчанам, по всей видимости, предстоит очередная борьба, но теперь уже за остановку в самом селе. На реализацию данного предложения у администраций Нижнеелюзанского сельсовета и Городищенского района денег нет. Вот здесь как раз и пригодилась бы помощь избранного в Заксобр господина Борисова.