Кульминацией любого детективного романа является оглашение имени злоумышленника. События годичной давности, произошедшие в СНТ «Северная гора», по всем признакам походили на лихо закрученный детективный сюжет. Однако логическую точку в нём «Любимой газете» в тот момент так и не удалось поставить. Как и не предполагалось его продолжение. Но жизнь, как оказалось, намного интереснее любого книжного вымысла.


Основа детективного сюжета

Ровно год назад в редакцию «ЛГ» обратились обеспокоенные дачники из СНТ «Северная гора» – председатель Анатолий Шитов и Виктор Кабанов. Поначалу их рассказ о попытках рейдерского захвата дачного массива неизвестными лицами вызвал ироничную реакцию. «Да кому эти дачи нужны?!» – так и подмывало ответить этим, казалось, не в меру бдительным гражданам. Заброшенных участков вокруг Пензы – хоть пруд пруди! Да и стоят они фактически копейки. Впрочем, выезд на место заставил отказаться от скоропалительных выводов.
СНТ «Северная гора» в пору своего становления находилось, можно сказать, на задворках города. Но в настоящий момент дачные участки в этом месте (микрорайон Север) – лакомый кусочек. Жилые дома приблизились к ним вплотную. Следовательно, газ, электричество, вода в шаговой доступности. Разделительной полосой между многоэтажками и дачами служит новый Гагаринский путепровод. Чем не привлекательное место для образования коттеджного посёлка вместо дачного?

Что-то пошло не так

Вот и забеспокоились старожилы садоводческого движения, когда неизвестно откуда появился молодой человек и занял кресло председателя СНТ. И не просто так занял, а на собрании членов товарищества, которое прошло, по словам дачников, незаконно и в присутствии весьма подозрительных людей, внешне смахивавших на братву из 90-х годов прошлого века.
В ходе проведённого мини-журналистского расследования ситуация в СНТ стала приобретать вполне понятные формы. Выяснилось, что внутри товарищества давно уже нет согласия. За должность председателя в буквальном смысле идёт война. И пока старая гвардия дачников друг с дружкой скрещивает «оружие» в судах, появляется молодой мужчина по фамилии Степанов с большим желанием прекратить дачную междоусобицу. Более того, он лояльно отнёсся к предложению корреспондента встретиться и побеседовать в редакции. Тогда собеседник делился планами преображения «Северной горы», приводил в пример СНТ «Казённый сад» и даже предлагал темы для новых публикаций. А на вопрос, не является ли близость города одной из основных причин, почему он выдвинулся на должность председателя СНТ, например, продавать земельные участки под коттеджи, он ответил следующее: «Меня участь получить уголовное наказание не привлекает. И ни в какой коммерциализации не заинтересован». В общем, произвёл о себе весьма положительное впечатление. Вывод напрашивался сам собой: признаков рейдерского захвата не обнаружено.
Однако через 20 минут с момента ухода молодого председателя на сотовый телефон корреспонденту раздался звонок. В трубке голос Степанова, так, между прочим, поинтересовался фамилией, именем и отчеством. Дальше – больше. В течение нескольких дней в адрес главного редактора «Любимой газеты – Пенза» и в головной офис издательского дома непосредственно руководителю стали поступать телефонные звонки от неких посредников. Они пытались объяснить, что корреспондент Дёмина действует в интересах своих родственников и статья о дачниках явно заказная. А посему её не следует публиковать. Кроме этого, начался «вброс» негативной информации и в журналистское сообщество, мол, Дёмина злостно нарушает профессиональную этику (электронные письма от посредников были сохранены на всякий случай. – Прим. автора).
Чьи интересы невольно затронула опубликованная статья «Дачный детектив», оставалось только догадываться. Но факт давления на редакцию был налицо.

Безнадёжное дело

Поэтому на собрание членов СНТ «Северная гора», состоявшееся 18 февраля в ДК им. Дзержинского, корреспондент пришёл вместе с главным редактором Ольгой Сорокиной. В фойе было многолюдно, за регистрацией вытянулась очередь из дачников. В стороне Степанов давал интервью местному телеканалу и старался не замечать представителей «ЛГ». Хотя, казалось бы, для чего привлекать телевизионщиков к самому заурядному собранию садоводческого товарищества? В тот день председателем вновь избрали Анатолия Шитова, а молодой энергичный Степанов остался не у дел. Тогда же главный редактор вместе с группой дачников направилась в УМВД России по г. Пензе и встречалась с начальником полиции полковником Алексеем Зотовым. Тот, выслушав опасения всех сторон, в том числе и по поводу давления на прессу, пообещал провести проверку. На этом страсти по СНТ вроде бы поутихли. Но через пару месяцев они вспыхнули с удвоенной силой. Каким-то волшебным образом в налоговой инспекции появились данные о новом председателе. Вместо законно избранного Шитова в ЕГРЮЛ значился некий Алексей Кижняков.
Знакомство с ним произошло в Союзе садоводов России, куда конфликтующие группировки пригласила для мирного урегулирования председатель отделения Елена Храмцова. Но каково было удивление корреспондента «ЛГ», когда вместе с Кижняковым на встречу пришёл… Степанов. Договориться дачникам не получилось, на очередном собрании опять переизбрали Шитова, и на этом редакция «ЛГ» отправила в архив детективное дело «Северной горы» с бесконечной сменой председателей как более не представляющее интерес.


И снова здравствуйте!

11 января 2018 года в редакцию позвонил старый знакомый – дачник Виктор Кабанов. И сообщил весьма неожиданную новость: почти месяц в Октябрьском районном суде проходит рассмотрение уголовного дела по ч. 4 ст. 159 «Мошенничество». В качестве свидетеля к судебному процессу был привлечён председатель СНТ «Северная гора» Анатолий Шитов. А на скамье подсудимых… Степанов! Тот самый энергичный молодой человек, которому не давала покоя должность председателя.
Созвонившись с пресс-службой суда, на очередное открытое заседание, назначенное на
6 февраля, отправился и корреспондент «ЛГ». И застал уже финальную часть судебного следствия. В течение 50 минут гособвинитель устанавливала порядок исследования доказательств, которые составили 8 томов. За монотонной речью обвинителя вырисовывалась совершенно невероятная история с подделкой официальных документов, незаконным оформлением участков в границах 7 садоводческих товариществ и их последующей продажей. И всем этим занимался скромный учитель информатики по образованию, программист Степанов. Поверить в это было сложно. Но факты – упрямая вещь!
Оказалось, что в феврале 2017 года, в самый разгар борьбы за кресло председателя и попыток оказать давление на «Любимую газету», Степанова уже проверяли компетентные органы. 17 мая 2017 года, то есть буквально через месяц после публикации «Дачного детектива – 3» он явился с повинной, а 29 мая было возбуждено уголовное дело.

Домашний принтер вам в помощь

По словам Степанова, на путь мошенничества его подтолкнуло желание приобрести свой собственный клочок земли. Так, прохаживаясь по дачному посёлку СНТ «Северная гора», который находится в 5 – 7 минутах ходьбы от его непосредственного места жительства на улице Аустрина, он обратил внимание на участок с явными признаками бесхозяйности. И сердце защемило – почему бы эту земличку не взять себе? Следует заметить – в основном Степанов оформлял мошенническим путём пустующие муниципальные земли. Они находились на границе товариществ, что было существенно для последующего их преобразования в дачные участки.
Так вот первую «государеву землю» Степанов начал «приобретать» в конце 2015 года. Схема была проста до гениальности. За определённую плату он договаривался со знакомым человеком, чтобы тот оформил на него доверенность на оформление земельного участка в собственность (впоследствии Степанов вносил в одну доверенность два участка, дабы не расширять список доверителей. – Прим. автора). Ценный документ всегда нотариально заверялся. На этом этапе жульничества ещё не было. Но доверителей Степанов периодически менял, как и нотариусов, чтобы не возникало лишних подозрений. Далее от имени доверителя он направлял запрос в Государственный архив Пензенской области, числится ли за ним право на дачный участок номер такой-то в определённом СНТ. Полученную архивную справку он преобразовывал в своих интересах с помощью домашней оргтехники. Также производилась подделка подписей и печатей. Пакет документов сдавался в МФЦ, который перенаправлялся в органы Росреестра, где и происходила окончательная регистрация земли в собственность. Участками Степанов распоряжался по своему усмотрению. Какие-то оставлял за собой, приберегал, другие продавал, и за достаточно крупные суммы. Ведь большинство использованных в мошеннической схеме СНТ («Казённый сад», «Засека», «Северная гора», «Север», «Заря», «Маяковец-2», «Отдых») находятся в привлекательных для пензенцев местах.

Реальные пострадавшие

Так, с одним из пострадавших от мошеннических действий, гражданином Марковым, удалось пообщаться 7 февраля, на следующий день после переноса судебного заседания. По его словам, земельный участок площадью 15 соток в СНТ «Засека» он приобрёл за 750 тыс. рублей, что было подтверждено в ходе судебного разбирательства. Причём на Степанова его вывел хороший знакомый, потому недоверия к нему не возникло. Как только все правоустанавливающие документы на землю были получены, счастливый собственник отправился к председателю правления. Но тот поспешил его огорчить: в СНТ участок с таким номером никогда не выделялся. Пришлось идти в компетентные органы, а там, как оказалось, уже вовсю велось следствие по Степанову. Но в суде пострадавшим заявился только муниципалитет, предъявивший сумму нанесённого ущерба в размере около 6 млн. рублей. Но были выявлены случаи, когда Степанов оформлял дачные участки, числящиеся за физлицами. И сколько таких, выяснить не удалось. В устной беседе представитель мэрии пояснила, что участь Маркова и подобных ему облапошенных граждан незавидная. Муниципалитет вернёт землю, а люди должны были проверять документы.
Но извините, а для чего тогда существует Росреестр?

Росреестр на страже подделок?

Действительно, экспертизу документов на оформление земли в собственность обязан проверять Росреестр. Но только через два года бдительный сотрудник Росреестра увидел неладное в поступившей на экспертизу архивной справке. В ходе оглашения приговора судья Дурманов отметил следующее: «В январе 2017 года в Росреестр поступили на экспертизу правоустанавливающие документы на участок №406б в СНТ «Северная гора». В получении документов у сотрудника возникли сомнения в подлинности печати и лица, который подписал архивную справку, а именно директора Госархива Евневич, поскольку последняя не являлась его руководителем с конца 2016 года. Был сделан запрос в госархив о предоставлении копии постановления главы администрации от 1995 года с приложением списка членов СНТ «Северная гора», а также предоставить сведения о том, кому принадлежит участок №406б, а также выдавалась ли архивная справка от ноября 2016 года. До получения ответа процесс регистрации был приостановлен».
Обеспокоенный остановкой регистрации Степанов тут же отказался от дальнейшего оформления. Но процесс проверки был уже запущен. В итоге в Росреестр поступили отличные от подделок документы, где участка №406б в СНТ не значилось, как и не была подтверждена выдача архивной справки.

Условный и испытательный срок

В ходе судебного разбирательства сумма ущерба, причинённого муниципальной казне, снизилась до 3 млн. 255 тыс. 134 рублей. Это произошло благодаря добровольному возврату
6 участков. Оставшиеся на данный момент числятся в собственности за покупателями, и пока никто из них не спешит расставаться с приобретённым имуществом.
С учётом всех обстоятельств, рассмотренных в суде, в том числе отсутствия судимости у подсудимого, наличия на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, положительных характеристик, приговор Степанову был вынесен мягкий.
«Соглашаясь с мотивированной позицией гособвинителя, суд квалифицирует действия Степанова по ч. 4 ст. 159 УК РФ, как то – приобретение права собственности на чужое имущество путём обмана в особо крупном размере. Признать Степанова виновным в совершении преступления и назначить наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года 6 месяцев. В случае несогласия с приговором решение может быть обжаловано в течение 10 дней».
Также по суду со Степанова в пользу администрации будет взыскано 3 млн. 255 тыс. 134 рубля.
На выходе из зала заседаний корреспондент спросил Степанова, станет ли он обжаловать приговор суда. «Пока не знаю», – бросил он через плечо.
Будем надеяться, что теперь можно окончательно ставить точку в дачном детективе. Хотя… всё же остаются сомнения: возможно ли человеку проворачивать вышеописанные мошеннические схемы в одиночку? Или же всё-таки признать за нашим героем право на гениальность?
Приговор в законную силу не вступил.