Ветеринар из Кузнецка подарил Пензенскому аграрному университету уникальную коллекцию экспонатов – патологий животных.


Константин Петрович Холодков
____________________________

Ветеринару нужна практика

В 2016 году Пензенский государственный аграрный университет получил право на ведение образовательной деятельности по новой специальности «Ветеринария» и направлению подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза». В 2017 году состоялся первый набор студентов.
– В настоящий момент у нас обучается 27 студентов-очников и 13 очно-заочников по специальности «Ветеринария» и суммарно З0 человек по направлению «Ветеринарно-санитарная экспертиза», – рассказывает ректор Пензенского государственного аграрного университета Олег Кухарев.
Подготовка будущих ветеринаров немыслима без практических занятий в лабораторных условиях. Чем богаче и разнообразнее материальная база, тем прочнее усваивается учебный материал. Особый интерес у будущих айболитов в этом плане вызывают экспонаты, демонстрирующие отклонения от нормы у домашних и диких животных. Теперь у студентов есть возможность своими глазами увидеть и даже потрогать руками уникальные образцы из единственной в России коллекции редчайших патологий у животных. Эти экспонаты музею университета подарил бывший преподаватель Кузнецкого зооветеринарного техникума, заслуженный учитель России Константин Петрович Холодков.

Тело одно, а мозга два

– Мы привыкли видеть вокруг нормальных животных, но бывает и такое, – Константин Петрович показывает на две сросшиеся телячьи головы. – Пару десятков лет назад на ферме неподалёку от Кузнецка родился необычный телёнок. Он был жив и ничем не отличался от своих собратьев, кроме лишней головы. К сожалению, выжить среди здоровых телят он не мог, а создать условия только для него было невозможно. Его привезли в ветеринарный техникум, чтобы во время практических занятий студенты могли увидеть редкую патологию. Мы решили его покормить. И остолбенели: рот на одной голове жевал пищу, а второй рот механически повторял движение первого. После вскрытия выяснилось: в каждой голове был полноценный мозг.
Однако две сросшиеся головы буквально блекнут на фоне другого экспоната – новорождённого телёнка с пуповиной на… затылке!
– Обычно у любого животного, как и у человека, пуповина находится на животе, – говорит Константин Петрович. – А вот у этого телёночка оказалось аж две пуповины: одна была соединена с затылком, а вторая – с крестцом. Конечности искривлены в обратную сторону, и мордашка совсем не похожа на телячью. Это крайне редкое явление.

Корова родила… футбольный мяч

Рядом со всеми этими уродствами пушистый футбольный мяч выглядит совсем не страшно. Но не верьте глазам своим! На самом деле волосатый шар – это… телёнок, который родился в селе Никольском Кузнецкого района.
– Шар развивался, как и положено у крупного рогатого скота, 9 месяцев, – рассказывает Константин Холодков. – Роды принимал известный в районе и с большим опытом доктор Николай Степанович Шаронов. Схватки начались, но телёнок не шёл. Николай Степанович подготовил руку, стал проверять и чувствует: там не телёнок. Даже руку от страха отдёрнул. Собралась вся ферма. С большим трудом удалось захватить и вывести на свет божий это неведомое. Это был волосатый шар. Сначала его решили выбросить, но вспомнили, что я собираю коллекцию, привезли его зимой в сильный буран и мороз в техникум. Вместе со студентами мы его вскрыли. Внутри шара ничего не было. Ни лёгких, ни сердца, ни кишечника. Только жидкость. И пуповина, которая питала этот шар как полноценного телёнка 9 месяцев. Великолепно сформиро- валась лишь кожа и волосяной покров. Это редчайший случай.

Динозавр, циклоп и слипшиеся козлята

Рядом с телёнком-шаром козлята, сросшиеся телами: две головы, восемь конечностей. Но даже они кажутся вполне даже нормальными на фоне… поросёнка-динозавра!
– У домашних свиней обычно рождаются поросята, – продолжает Константин Петрович. – А вот то, что вы видите, на поросёнка совсем не похоже. Это скорее крохотный динозаврик с… восемью конечностями! Благодаря небольшим размерам его удалось сохранить целиком.
В соседях у «динозавра» – циклоп. Вообще-то его тоже можно было бы назвать поросёнком, если бы не один огромный глаз, хобот вместо пятачка и отвисшая нижняя челюсть. А вот тело было обычного поросёнка. Это чудо родилось вполне живым и бегало среди обычных поросят: тело у него было вполне нормальным.
– Причин различных уродств, как у животных, так и у человека, несколько, – объясняет Константин Холодков. – Это могут быть травмы различного происхождения, близкородственное разведение, токсикозы, радиация, последствия деятельности химзаводов или крупных аварий на промышленных предприятиях. Если такие патологии начнут появляться массово, то беда грозит не только животным, но и людям. И решение этой проблемы может быть только одно – перестать по-варварски относиться к природе.

Собирал коллекцию 35 лет

Свою уникальную коллекцию Константин Холодков начал собирать 35 лет назад – во время работы преподавателем в Кузнецком зооветеринарном техникуме.
– Мы со студентами выезжали на практику в разные хозяйства и видели различные уродства у домашних животных, – рассказывает Константин Петрович. – И у меня возникла мысль начать собирать коллекцию патологий, чтобы потом демонстрировать их учащимся на практических занятиях.
Самым первым экспонатом стала голова телёнка, у которого была водянка головного мозга. Бедняга родился с припухлостью на голове и с искривлением костей верхней и нижней челюсти. Коллекция патологий изначально формировалась в зооветеринарном техникуме. Но потом для учебного заведения наступили не лучшие времена: сначала его объединили с другой учебной структурой, а потом он и вовсе перестал существовать. То, что от него осталось, передали в многопрофильное учебное заведение, где не было места для хранения мумифицированных экспонатов. К тому времени многие из них либо пришли в негодность, либо потерялись. И чтобы коллекция не исчезла окончательно, Холодков забрал её домой.
– Долгое время я хранил экспонаты, которые вы видите, у себя на балконе, – говорит Константин Петрович. – Петербургский естественнонаучный музей не раз предлагал мне эту коллекцию продать, но я не согласился. В своё время она была очень хорошим подспорьем в учебно-воспитательном процессе, и я надеялся, что экспонаты когда-нибудь ещё послужат будущим студентам.
И вот теперь коллекция Холодкова в Пензенском аграрном университете. Здесь специально под экспонаты отремонтировали отдельную комнату. Он уверен: экспонаты нашли достойное место и будут приносить пользу. Ведь всегда лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Это же на всю жизнь запоминается!

Добрый доктор Айболит

– Константин Петрович относится к тем людям, которых можно назвать увлечёнными своим делом, – говорит профессор кафедры производства продукции животноводства Пензенского ГАУ Виктор Ляшенко. – Вся его профессиональная жизнь была посвящена животным.
Он не только обучал учащихся в Кузнецком ветеринарном техникуме. Он рассказывал о животных школьникам, выступал с лекциями перед студентами сельскохозяйственной академии, проводил занятия по искусственному осеменению животных со слушателями из сельскохозяйственных предприятий области. И, конечно, участвовал в областных конкурсах «Лучший по профессии», где был представителем судейской коллегии. Написал несколько книг о животных. А ещё Константин Холодков – рационализатор и изобретатель. Он своими руками сделал несколько ветеринарно-акушерских инструментов, которые можно использовать при лечении и оказании хирургической помощи животным. Раньше их в мировой ветеринарной практике не было.
Даже сейчас, будучи на пенсии, он настолько востребован, что его телефон день-деньской не умолкает от звонков с просьбой о помощи. И Константин Петрович, словно добрый доктор Айболит из сказки Корнея Чуковского, никому и никогда в помощи не отказывает.
– На днях мы с ним сидели у меня дома в Пензе за чашкой чая, и во время этой короткой встречи ему позвонили 5 разных людей из Кузнецка, – продолжает Виктор Ляшенко. – Надо было видеть, с каким вниманием он выслушивал собеседников, а потом подробно по телефону объяснял, например, какое лекарство надо дать кошке для облегчения родов и так далее. Я уверен: чем больше у нас будет таких специалистов, тем быстрее мы решим свои проблемы и в животноводстве, и в продовольственной программе, и в целом в стране!