Муниципальная программа переселения из ветхого и аварийного жилья на территории города Пензы официально завершилась осенью 2017 года. Однако в стороне от победных реляций осталась неозвученной информация о сотнях пензенцев, которых городская администрация и по сей день настойчиво вовлекает в судебные тяжбы, чтобы продлить сроки невыплаты выкупной стоимости. А причина как всегда кроется в дефиците бюджетных средств.


Собственники Гоголя, 14 тоже «зависли» в судах с администрацией
_________________________________________________________

Жертва оценки по-пензенски

До сегодняшнего дня не иссякает поток нарушений, выявленных в ходе реализации программы переселения. Казалось бы, что может быть проще: есть статья 32 ЖК РФ, где прописана процедура возмещения за изымаемую частную собственность для государственных или муниципальных нужд. Не хочет человек переселяться в построенное в рамках программы жильё – получает равноценное денежное возмещение. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах. Именно на определении «равноценное» и забуксовала городская администрация. Одно дело построить за федеральные деньги дома в той же Заре и совсем другое – изыскивать дополнительные средства на выкуп квартир в и без того дефицитном городском бюджете. А это при самых скромных подсчётах выливается в круглую сумму – не менее 400 млн. рублей. Как из этой непростой экономической ситуации пробует выйти мэрия? Например, она заказала свою оценку по 426 квартирам у некоего ИП Холоднова А. В.
В сентябре прошлого года в материале «Оценка по-пензенски, или Простая арифметика» мы сопоставили сумму вознаграждения, которую получил вышеназванный оценщик, с его затратами. С помощью элементарных математических действий мы установили, что за каждый сделанный отчёт профессионал своего дела получил от администрации в среднем по 118 рублей! А потратился при его распечатке даже на 77 рублей больше. У неискушённых нюансами оценочной деятельности граждан к подобной цене возникнут подозрения. И это вполне логично, ведь стоимость стандартной оценки начинается от 4 тыс. рублей, в зависимости от оцениваемого объекта. Но мэрию подобная бросовая цена вполне устроила, как и выведенные в отчётах суммы выкупной стоимости.
По некоторым из них, она была занижена на 300 – 500 тыс. рублей, из-за чего люди обратились с жалобой в Российское общество оценщиков (РОО) в Москву. И федеральный орган подтвердил 9 нарушений в отчётах пензенского оценщика. Строгий дисциплинарный комитет потребовал переделать отчёты и выслать в его адрес акты выполненных работ, подписанные мэрией. Иначе оценщика ждали жёсткие санкции. Но разве городская администрация пойдёт на перерасчёт в сторону увеличения выкупной стоимости? По совести – должна, однако складывается впечатление, что не те задачи ставились перед оценщиком изначально. Потому на заседании дисциплинарного комитета, состоявшегося в Москве 14 декабря 2017 года, было принято решение: «Рекомендовать Совету РОО исключить оценщика – члена РОО Холоднова из членов РОО». Само же заседание Совета будет проведено в марте нынешнего года. И, судя по последним действиям городской администрации, доведут они бывшего наёмного работника до серьёзной меры наказания, по версии профессионального сообщества.

Вдруг откуда ни возьмись...

А события происходят нынче в судах весьма чудные. На всех не согласных с заниженной оценкой собственников мэрия подала в суд. В свою очередь судьи, можно сказать, единым фронтом приняли мудрое решение – назначить независимую судебную оценку. Что называется, не вашим и не нашим. И в основном её результаты оказались в пользу собственников. А как иначе? Кому же захочется разделить участь с ИП Холодновым?
Но что в результате делает мэрия. Где выкупная стоимость установлена судом ниже 2 млн. рублей, те судебные решения она не оспаривает. И даже зафиксированы счастливцы, кому денежку перечислили под новогодние праздники. А вот с крупными суммами возникла заминка. Более того, в Октябрьском районном суде на этом фоне начали происходить неподвластные здравой логике случаи. Собственник, проживающий в Заводском районе в частично расселённом доме, после суда от
22 декабря 2017 года терпеливо ожидал вступления решения в силу. 31 января соответствующая информация появилась на сайте районного суда (скриншот страницы имеется в распоряжении редакции. – Прим. автора). Получив решение на руки с подписями и печатями, он не откладывая в долгий ящик написал заявление о выдаче исполнительного листа.
Через две недели вместо требуемого документа им было получено уведомление, что ещё
20 января мэрия якобы подала апелляционную жалобу, где требует признать судебную оценку недействительной, а в качестве правильной установить оценку … ИП Холоднова. Конечно, она ведь на 500 тыс. рублей меньше! Но по какой причине затерялась жалоба мэрии? И почему она нашлась, когда собственник потребовал выдачи исполнительного листа?
Ответы на эти вопросы, похоже, кроются в письме городской администрации от 26.12.2017 г. №6-13-11955, которое редакция получила на свой запрос. В нём мы просили уточнить объём денежных средств, заложенных в бюджете 2018 года на выплату выкупной стоимости. За подписью заместителя главы администрации Юрия Ильина было сказано, что на 2018 год утверждены бюджетные ассигнования на выкуп жилых помещений на сумму 20 млн. 355 тыс. 700 рублей. Это чрезвычайно мало! Потому, видимо, на сегодняшний день главная задача органа местного самоуправления – максимальное затягивание вопроса с выплатами.

В дело вмешался прокурор. К чему бы это?

А они, как в случае с домом №16 по улице Бурденко, могут достигать 3,6 млн. рублей. Историю частного дома на острове Пески, который волшебным образом попал в программу переселения из муниципального жилищного фонда, «ЛГ» описывала в июльском материале «Земельное бесправие на Песках». На встрече с корреспондентом хозяйка дома Наталья Бубенщикова пребывала почти в шоковом состоянии. Никак человек не мог подумать, что его могут выселить из частного дома. Здесь у Натальи в собственности 73 кв. м жилья и почти 6 соток земли. И, что самое бессовестное, выкупную стоимость за имущество в самом центре Пензы городская администрация определила в размере 1 млн. 655 тыс. 410 рублей. Столь фантастическую оценку сделал новосибирский эксперт, который, видимо, о Пензе и местных правилах землепользования знает гораздо лучше пензенских специалистов. Вот и землицу под индивидуальную жилую застройку он оценил в 1 млн рублей, хотя, по существующему Генплану, на о. Пески установлена общественно-деловая зона. И по-хорошему, земля в собственности Натальи Александровны – золотая!
Причём Ленинский районный суд, по результатам судебной оценки, присудил владелице частного дома приемлемую цену – свыше 3,6 млн. рублей. Но тут в дело вмешалась прокуратура. Надзорный орган подал апелляционное представление: якобы суд первой инстанции не определил и не исследовал «все юридически значимые обстоятельства по делу и не дал надлежащую правовую оценку всем доводам участвующих в деле лиц». Что сие означает, остаётся только догадываться. Связаться с прокурором, который присутствовал на суде, не удалось, поскольку он находится в данный момент в служебной командировке. Сама Наталья Бубенщикова также не понимает, чего хочет прокуратура. 6 февраля в областном суде состоялось заседание, где, по словам Натальи, вновь назначили очередную оценку. Возможно, надзорный орган наконец-то заинтересовался, как частные дома попадают в программу под расселение? И для кого за счёт городского бюджета расчищается земля на о. Пески под домом на Бурденко, 16?
А пока суды да дело, время неумолимо движется вперёд. Люди готовы выехать из полупустых домов, купить новое жильё и забыть как страшный сон перипетии с незаконным расселением. Однако этому, как ни странно, теперь противится городская администрация.