Если бы вы, уважаемый читатель, распоряжались средствами городского бюджета, если бы именно вы решали, куда направить деньги: на ремонт памятника или на ремонт квартиры для ребёнка-инвалида, что бы вы выбрали? Ребёнка? Значит, вы не депутат.

Кратко о хорошем

29-го марта на очередном заседании Собрания представителей депутаты утверждали изменения в бюджет. Этот вопрос присутствует практически в каждой повестке, и обычно обсуждается он быстро, без скандалов, за исключением случаев, когда в расходную часть предлагается внести средства на премию главы города.
В этот раз поощрение главного депутата не «номинировалось», и до определённого момента всё проходило мирно. Начальник управления финансов Игорь Фролов сообщил, что из областного бюджета в кузнецкий перечислено 5 миллионов 710 тысяч рублей на ремонт гимназии №1; компенсация в размере 121 тысячи рублей на исполнение полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных (отловленных ещё в прошлом году); впервые область выделила городу деньги на установку тревожных кнопок в бюджетных учреждениях – 594 тысячи рублей. Положительным изменениям в доходной части депутаты всегда рады: получать приятно, отдавать… тоже иногда приятно. Такими приятными расходами стала 29-го марта плата за изготовление проектно-сметной документации на строительство пристроя к детскому саду №28 – 1 миллион 865 тысяч. После того как депутаты проголосовали, глава администрации Сергей Златогорский пояснил: «Если вы поняли, мы входим в программу по строительству яслей. Пристрой к
28-му садику на ул. «Правды» для ясельных групп начнём строить в этом году, сдадим в следующем. Условия софинансирования программы очень льготные: 95 на 5, доля города – пять процентов».
Кроме того, депутаты согласились выделить долю софинансирования программы «Формирование современной городской среды на территории г. Кузнецка» – 387,4 тысячи рублей – и одобрили самые объёмные издержки: более 65 миллионов рублей должны погасить всю кредиторскую задолженность муниципалитета, образовавшуюся на 1-е января 2018-го года. Депутат Артём Тарасов поинтересовался, из чего она образовалась. Начальник управления финансов ответил, что из всего – из всех долгов, накопленных за 2016 – 2017 годы, начиная от неоплаченного своевременно содержания бюджетных учреждений и заканчивая неоплаченными работами, заказчиком которых выступало управление капитального строительства г. Кузнецка. И этот ответ народных избранников удовлетворил. И даже расходы на улучшение материально-технической базы городской администрации не вызвали волнений в ряду депутатов. Валентина Майорова только поинтересовалось: не многовато ли 135 тысяч? Игорь Фролов объяснил, что на эти деньги планируется приобрести два многофункциональных устройства и 3 новых компьютера (а то старые совсем устарели). Вопросы отпали.

Живые и памятники

Непредсказуемо яблоком раздора стал ремонт помещения, находящегося в собственности муниципалитета. Начался скандальчик ещё на заседании постоянных комиссий, когда Игорь Фролов назвал в числе предлагаемых изменений выделение средств для ремонта квартиры на первом этаже дома №53 по ул. Маяковского и озвучил сумму: 527 тысяч рублей. Начальник управления финансов сразу сообщил, что данные расходы «инициировало» решение суда. Кузнецкий районный суд обязал городскую власть предоставить жильё женщине с тяжело больным ребёнком. И речь в данном случае идёт не о простом ремонте, а о переустройстве нежилого помещения (бывшего смотрового кабинета) в жилое.
Но всё равно цена депутату Валентине Майоровой показалась завышенной. Поддержал её Владимир Филимонов, заметивший: «Мы все знаем, сколько стоит отремонтировать квартиру, обои поклеить».
Работники исполнительной власти города говорили, что цифра не с потолка взята: смета составлена.
– В смете можно всё накрутить, – сказала В. А. Майорова.
Слово взял первый заместитель главы администрации Владимир Трошин, но не произвели на депутатов впечатление его слова о том, что сейчас помещение на ул. Маяковского представляет собой пустую «коробку». Для того чтобы оно стало квартирой, нужно не просто обои наклеить и потолки побелить, необходимо стены-перегородки возвести, оконные и дверные блоки закупить и установить, проложить трубопроводы, оборудовать санузел и так далее.
– Почему мы принимаем всё на слух? – возмутилась Валентина Александровна. И далее началось громкое общение на тему «для чего нужны депутаты?». Для видимости демократии, для того, чтобы все процедуры, формальности были соблюдены? Кому сколько денег дать, начальник управления финансов сам решает (даже такая фраза прозвучала), а депутаты ничего не решают – от них ждут только поднятия рук в знак «одобрямс»? Нет, с такой незавидной ролью Валентина Майорова не согласна. И это правильно. Но почему именно сейчас решили народные избранники «восстать»? Более крупные суммы не раз в проектах изменений бюджета фигурировали, и утверждали их депутаты на слух. Не далее как в феврале они выделили 2 с лишним миллиона рублей на ремонт артезианской скважины, и никто не спрашивал, почему эта сумма заявлена, а не другая. Направить 200 тысяч на ремонт здания бывшего кинотеатра «Комсомолец», 1,5 миллиона на ремонт корпуса лагеря «Луч» депутаты согласились беспрекословно, и никто не требовал предоставить сметы.
Сметную документацию на ремонт квартиры для одинокой матери с больным ребёнком Владимир Трошин депутатам предоставил. Те, кому было интересно, ознакомились с документом, состоящим из 152 пунктов – видов работ. Ну что ж, если наши избранники знают, сколько реально должна стоить «планировка вручную дна и откосов выемок каналов, группа грунтов 2», честь им и хвала. Но оказалось, дело не в соотношении цен и работ, а в самом объекте, его предназначении.
Прослушав 29-го марта выступление Игоря Фролова ещё раз, В. А. Майорова заявила:
– Мы, бывает, 100 тысяч на ремонт памятника на территории городской библиотеки не можем найти, а здесь полмиллиона. Расскажите более подробно, что за гражданка, что за судебное решение было.
Рассказал (не очень подробно) глава администрации Кузнецка Сергей Златогорский:
– Женщина – льготница, у неё ребёнок-инвалид. Есть решение суда о предоставлении ей квартиры.
– Она что у нас, одна такая в городе льготница? – прервала мэра Валентина Александровна.
– Не одна, их много очень. Но она выиграла суд, есть исполнительный лист, он уже просрочен, – произнёс глава администрации.
Исполнение судебного решения и в самом деле затянулось. Ещё в ноябре 2016-года был удовлетворён иск кузнечанки, которая стояла на учёте в качестве малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Женщина проживала в помещении, признанном аварийным, вместе с малолетним ребёнком. Ребёнок болен, его болезнь включена в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний. Администрация Кузнецка была обязана предоставить этой семье жильё вне очереди (это мнение суда), но не предоставляла. Гражданка подала в суд. Суд установил, что проживание в аварийном помещении представляет угрозу для жизни и здоровья ребёнка и матери, признал бездействие администрации Кузнецка незаконным.
Но гуманный аспект участники заседания Собрания представителей почему-то обошли вниманием. По-моему, пусть и с опозданием, пусть и не по своей воле, но работники администрации хотят сделать хорошее дело: создать больному ребёнку и его маме безопасные условия для проживания. Но чиновники в основном оправдывались перед депутатами: «гражданка доказала свою правоту в суде, есть решение, мы обязаны его исполнить…».
– Вот её пример может быть заразительным! – мрачно предрекла Валентина Майорова – Надо нашим юристам, которые в судебных процессах участвуют, быть позубастее… Чтобы не было прецедентов, как сегодня. Сегодня одна подала, завтра 25, и будем работать с вами только вот на эти квартиры. Да, мне очень жаль, я сожалею, что в таких условиях, но она не одна. У нас вообще-то очередь огромная на жильё, и с детьми, и с инвалидами…
Странно, но сквозной темой во время обсуждения данного вопроса был ремонт памятника Радищеву в сквере городской библиотеки (мол, неплохо бы смету на квартиру ужать и 100 тысяч на «Радищева» отдать). Позже В. А. Майорова завела отдельную беседу о состоянии монументов. По её мнению, надо привести в порядок и памятник возле медицинского колледжа, и камень любви и счастья на центральной площади. На прошлой неделе народная избранница вместе с другими депутатами-«единороссами» зажигала свечи и возлагала цветы к камню счастья в память о детях, погибших в Кемерове. Выражая скорбь, заметила Валентина Александровна, что у камня «все плитки облетели».
Конечно, это непорядок. Конечно, памятники нужно содержать достойно. Но сожалеть, что на них денег не хватает из-за того, что приходится больным детям квартиры предоставлять??? Несколько раз на заседании было сказано: «таких у нас много». То есть много в городе ребятишек сейчас проживает в опасных для жизни и здоровья условиях. И если с ними случится непоправимое (в аварийных домах случиться это может), то… что? В городе объявят день скорби, и кузнечане во главе с депутатами понесут свечи, плакаты «Простите нас, дети» к отремонтированному камню солнца и любви? Утишит ли чью-то боль осознание «ну хоть все плитки на месте»?