Октябрь 2017 года
________________
Апрель 2018 года
_______________
Гром не грянет, мэр не приедет
Говорить о неожиданности в данном случае – это, конечно, ирония. Причём с оттенком горечи и шквалом праведных возмущений самих жителей этого аварийного дома. Проблемы на Кулибина, 10 возникли не в этом году. Пороги чиновничьих кабинетов люди начали обивать ещё в далёком 2013 году. Но эти одиночные голоса, видимо, утонули в праздничной суматохе, связанной с празднованием 350-летия Пензы. Потом наступила череда переназначений на кресло градоначальника – тоже было не до коммунальных проблем бывшего общежития завода «Пензхиммаш». Его просто между делом признали аварийным, а сроки расселения установили на 2026 год. В результате по-настоящему угрожающий сигнал прозвучал для городской администрации в феврале 2017 года, когда кирпичная кладка по торцевой стене дома пришла в движение и частично обрушилась. Тогда муниципалитет предложил жителям места в манёвренном фонде и издал постановление №708/2 от 24 апреля 2017 года о переносе сроков расселения дома на более разумный – 2024 год.
Затем случилась «неожиданность» с домом на Ударной, 35. В результате все силы и внимание городских чиновников сконцентрировались по соседнему адресу. А кулибинцы принялись переносить разумные сроки от администрации на более ранние в судебных органах. И, заметьте, органы прокуратуры, со слов жителей, им в этом помогать отказались.
В ноябре 2017 года «Любимая газета – Пенза» в материале «Кулибина,10: приказано выжить до 2024 года» в очередной раз фиксировала жутчайшее состояние дома. Самые, не без преувеличения, страшные картины бедствия наблюдались на верхнем, пятом этаже. С потолков стекала вода, повсюду были расставлены тазики, стены покрывал грибок и плесень. Тогда же, как и в предыдущих своих материалах, газета указывала: причина всех бед Кулибина, 10 – крыша, а точнее – отсутствие правильного ухода за нею! Здание было выстроено из силикатного кирпича. А он, как известно, более капризен к воздействию влаги, чем красный. Но если в советское время заводское общежитие обслуживалось на должном уровне, то в XXI веке из-за развала в ЖКХ на правильный уход перестали обращать внимание. И никакие обращения жителей Кулибина, 10 в адрес «управляйки» ООО УО «Жилсервис-1» в августе 2014 года не подействовали. В частности, люди просили провести текущий ремонт крыши, иначе произойдёт разрушение стены жилого дома.
О каком тогда неправильном сливе говорил мэр Виктор Кувайцев, когда приехал сюда с группой чиновников в январе 2018 года, после нового «неожиданного» обрушения? Мол, сами жильцы неправильно эксплуатируют дом, сливая воду из стиральных машинок в непредназначенное для этого отверстие. А чем объяснить разрушенную кирпичную кладку над жилыми помещениями верхнего этажа? Каким неправильным отверстием?
За равнодушного чиновника бюджет платит дважды
Задаваться вопросами о причинах коммунальной катастрофы на Кулибина, 10 можно, конечно, очень долго. Дело сделано – необратимость произошла! Так же, как почти годом ранее с Ударной, 35. Теперь за «неожиданность» будет платить бюджет. Причём суммы значительно превысят те, если бы город помог людям с ремонтом крыши. Только на переезд и проживание оставшихся жителей в санаторий им. Володарского потребуется несколько миллионов рублей. По информации городской администрации, люди будут жить в санаторных условиях до 31 мая. Каждый день пребывания, согласно прейскуранту цен, размещённому на сайте санатория, обходится минимум 1700 рублей. На сегодняшний день количество комнат, занятых переселенцами, равно 41. То есть до конца мая потребуется оплатить из казны около 4 млн. рублей. Таких денег с лихвой хватило бы на ремонт крыши, не так ли?
Чтобы из первых уст услышать о нынешнем положении дел, мы связались с жительницей Кулибина, 10 Натальей Богдановой. В течение последнего года она была нашим неизменным экскурсоводом по дому и защищала интересы собственников в суде. По её словам, многие владельцы жилых помещений освободили их ещё до того, как городская администрация ввела режим чрезвычайной ситуации. В основном люди переехали на съёмные квартиры, или, как её семья, взяли очередной ипотечный кредит на покупку отдельной квартиры. И это несмотря на то, что комната на Кулибина, 10 тоже остаётся у Натальи под залогом у банка. То есть семейный бюджет закредитован сверх меры, но иного выхода из сложившейся ситуации они не видят. Переезжать в манёвренный фонд они не хотят. И такая трудная финансовая ситуация у многих собственников.
Наталья также заметила, что телевизионные сюжеты местных СМИ достаточно лукавы. Радость с переездом в санаторий высказывают не собственники помещений, а лишь наниматели социального жилья. Сколько муниципальных квартир в доме, Наталья затруднилась сказать. Настоящих владельцев частной собственности произошедшее скорее угнетает из-за установившейся неопределённости. Областной суд апелляционную жалобу Богдановой о переносе сроков расселения удовлетворил, но в своём решении не установил конкретных сроков.
В итоге редакции «ЛГ» остаётся лишь поздравлять чиновников городской администрации с «благополучным» разрушением второго дома в Пензе, обошедшемся без жертв.