Возможно, многие горожане уже заметили, как в самом центре Пензы, напротив краеведческого музея, появились ограждения. Если говорить точнее, то на месте дома №5 по улице Карла Маркса, где некогда располагался Пензапрофкурорт. Пару недель назад здесь кипела работа по расчистке территории после сноса дома. В настоящее время пустующая площадь замерла явно в ожидании строительной техники. Однако никакого информационного щита со сведениями, какой объект будет строиться и кем, обнаружить не удалось. Но даже не этот факт вызвал чувства возмущения вперемешку чуть ли не с праведным гневом. В тесном соседстве со строительной площадкой находятся как минимум два объекта культурного наследия (ОКН). Это дом №7 по Карла Маркса, известный тем, что в нём в годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1942 год, жила литовская поэтесса Саломея Нерис. И хотя мало кто в Пензе знаком с её творчеством, дом прежде всего ценен как пример городской архитектуры ХIХ века.
Второй ОКН – образец деревянной архитектуры – жилой дом по Красной, 69. Самое главное, что вокруг них действуют так называемые защитные зоны. То есть вокруг домов в радиусе 200 метров запрещено любое капитальное строительство. А в нынешней ситуации ни о каких двух сотнях метров и думать не приходится. В лучшем случае 5!
С редакционным запросом по строительной площадке без опознавательных знаков мы обратились к главе городской администрации Виктору Кувайцеву. Сказать, что ответ мэрии сразил наповал, значит, ничего не сказать. В очередной раз за державу стало обидно!
За подписью заместителя мэра Магомеда Агамагомедова пояснялось, что городская администрация выдала разрешение ООО «Строительная компания «Интерьер-Строй» на возведение «здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и объектами обслуживающего назначения». Забыл, правда, Магомед Курбанович указать, сколько этажей будет у этого объекта.
А что же с защитными зонами ОКН? Собственно, весь ответ был посвящён именно культурному наследию. Магомед Курбанович, вероятно, не без умысла привёл выдержку из федерального закона от 26.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», чтобы между строк сказать, мол, российское законодательство не в силах бороться с точечной застройкой в Пензе. А всё потому, что разрешение на строительство было подписано 30 сентября 2016 года. Для несведущего горожанина эта дата ни о чём не говорит. Потому в качестве ликбеза поясняем: с 3 октября 2016 года вступили в силу изменения в федеральный закон, устанавливающие защитные зоны для ОКН. Получается, мэр Виктор Кувайцев или замещающее его должностное лицо в последний день рабочей недели (30 сентября 2016 года совпало с пятницей. – Прим. автора) подписал разрешение на строительство. А с понедельника Пензу «накрыли» защитные зоны. Совпадение? Вполне возможно. Но почему-то на ум приходит излюбленная чиновничья игра под названием «Задним числом».
В тот момент, когда статья была уже готова к вёрстке, на строительной площадке произошли изменения. На заборе появился «Паспорт объекта строительства». Оказывается, бесконечно удивляться можно не только работе чиновников, но и пензенским застройщикам. Как указано в паспорте, в ближайшие два года на месте дома ХIХ века появятся элитные апартаменты в 5 этажей. Такой европейской фешенебельности Пенза, пожалуй, ещё не видывала. Башенки, флюгеры, в общем, европейский стиль по соседству с танком «Т-34», освобождавшего Европу в Великую Отечественную. Зачем такие роскошества тихому, провинциальному российскому городу, известно их заказчику. Будут ли его посещать Сергеи Есенины или Владимиры Маяковские нашего времени, расскажут потомки. Возможно, в его недрах даже будет воспитываться новое пензенское дворянское сословие женского пола, как Евгения Золоторёва – тайная любовь Дениса Давыдова. И тогда потомки, возможно, присвоят ему статус «объекта культурного наследия». Пока же в паре десятков метров от будущих вип-апартаментов разрушается «Дом А. А. Панчулидзева» (Красная, 62), построенный в первой половине ХIХ века.
Если же говорить совсем серьёзно, то новая стройка – это даже не очередной вызов историческому наследию Пензы, а полный разгром чиновников от культуры городскими чиновниками. Ведь теперь на протяжении нескольких лет сотрудники областного министерства культуры будут наблюдать из окон своего здания (ул. Красная, 71) не только точечную элитную застройку, но и своё поражение.
P. S. Остаётся невыясненным вопрос: требовались ли публичные слушания по проекту застройки данной территории? На сайте городской администрации таковых за 2016 год найти не удалось. В связи с чем был направлен очередной запрос на имя Виктора Кувайцева. Ждём ответа.