В стране кризис, а некоторые чиновники и не думают экономить, заключая сделки по госконтрактам. Некоторые работают по принципу - чем дороже сумма сделки, тем лучше. Именно поэтому Общероссийским народным фронтом был начат проект «За честные закупки». Проект «За честные закупки» в РФ стартовал 1 сентября 2013 года. В Пензенской области работу начали в 2014 году. Особый интерес у активистов вызывают тендеры по приобретению предметов роскоши для чиновников. На прошлой неделе активисты регионального отделения ОНФ встретились со студентами юридического факультета ПГУ и рассказали о самых ярких примерах расточительности среди чиновников.

Цветы и туалетная бумага
В стране бушует кризис, мэр Пензы то и дело говорит, что в городском бюджете мало денег, и вдруг на этом фоне всплывает интересный факт. Оказывается, для торжественных мероприятий администрация города Пензы закупила цветов на сумму 250 тысяч рублей.
- 250 тысяч рублей - это стоимость 350 транспортных карт по 50 поездок на один месяц каждая, - комментирует руководитель проекта «За честные закупки» пензенского отделения ОНФ Игорь Танцирев. - Можно было бы вместо цветов, например, купить эти транспортные карты и раздать студентам.

Гигиена госслужащих - дело, безусловно, архиважное. Однако к делу можно подойти с фантазией. Вот сравните два факта, которые озвучил Игорь Танцирев: в Пензенском отделении Пенсионного фонда купили туалетную бумагу по 11 рублей, а Фонд социального страхования Пензенской области закупил туалетную бумагу по цене 42 рубля за штуку. По цене ясно, что бумага у ФСС нежнее.

Встать: суд... едет
Безусловно, судьи должны передвигаться с комфортом: слишком много им нужно помнить законов и подробностей из материалов дела. А на пензенских дорогах столько ям, что от тряски в голове все может запросто перемешаться. Вот и решили для нужд Пензенского областного суда приобрести комфортный автомобиль «Фольксваген» по цене 2 миллиона 970 тысяч руб-лей.

- Мы уверены: этот автомобиль можно было приобрести за 2 миллиона 200 тысяч рублей, - говорит Игорь Танцирев. - Но цена госконтракта, как мы видим, значительно больше. Это произошло за счет заказа дополнительных дорогостоящих опций.
Как такового нарушения закона здесь нет: цена легкового авто для государственного учреждения согласно рекомендациям Правительства РФ должна быть не больше 3 миллионов рублей. Но тем не менее в ОНФ решили, что покупка такого авто - расточительность, особенно в условиях современных проблем в экономике.

Дорогая скорая помощь
Кстати, активисты пензенского ОНФ активно наблюдают за эффективным расходованием средств региональным министерством здравоохранения. И обнаружили интересный факт.

- Министерством здравоохранения Пензенской области была проведена закупка 49 автомобилей скорой медицинской помощи, - говорит Игорь Танцирев. - Министерство отчиталось, что сумма контракта - 60 миллионов рублей. Но документация по закупкам, с которой мы плотно работаем, показывает, что это не совсем так. Сумма госконтракта в целом составляет 316 миллионов рублей.
По словам Танцирева, цена вышедшего с завода автомобиля скорой помощи составляет около 2 миллионов рублей. Находящаяся внутри автомобиля медицинская техника для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные препараты оценивается в 1 миллион рублей. Получается, что итоговая цена автомобиля - около трех миллионов рублей. Но проблема в том, что авто закуплены в лизинг. А это значит, что сумма контракта спустя некоторое время значительно повышается - до 150 миллионов. Таким образом, цена автомобиля становится 6,4 миллиона. То есть в два раза больше, чем, если закупать его, минуя лизинг.

Еще одна проблема, за которой следят в ОНФ, - неисполнение государственных контрактов. Здесь цены контракта как правило разумные. Но проблема в том, что определенные в договоре сроки не выполняются. - Посмотрите: согласно документам, на этом месте должен стоять модуль станции службы крови площадью 2212 квадратных метров и высотой в 2 этажа, - объясняет Игорь Танцирев, показывая фото, которое сделано за неделю до сдачи объекта в эксплуатацию по плану. - Срок окончания контракта - 31 марта. Как вы понимаете, вряд ли через неделю модуль будет достроен.

Как предотвратить расточительство?
Хорошо, факты расточительности обнародованы. А что дальше? Как аннулировать закупку?
Игорь Танцирев говорит, что отменить закупку можно лишь на самой ранней стадии. Например, если еще до оплаты сомнительной закупки активисты успели объявить о ней. А если деньги уже заплачены? Надо найти человека, который за этим стоит, и применить к нему способы административного воздействия. Это может быть выражение недоверия, выговор, заключение о служебном несоответствии. И самое главное - факт обнародовать. Это шанс, что на неправильную закупку отреагируют контролирующие органы.