Скромно одетый Герой России вышел из машины не самой престижной марки и был тут же взят в кольцо журналистами и представителями городской власти. Посыпались вопросы:
- Вы приехали на День города?
- Для каждого пензенца очень важно иметь такое звание, как «Почетный житель города», -терпеливо отвечал Александр Михайлович. - Присутствовать на Дне города - это мой долг.
Вчера поступило предложение от президента провести мероприятие в Георгиевском зале: 12 июня это все-таки еще и День России. Мой отказ приняли, сославшись на то, что в Пензе не так много космонавтов, сколько их будет в Москве.
- Намерены ли вы делать политическую карьеру?
- Я больше люблю людей, чем политику. Политика дело серьезное, интересное, очень много моих коллег и друзей рано или поздно переходит в эту сферу деятельности, но я в ближайшее время не планирую. Я собираюсь заняться подготовкой молодых специалистов в центре подготовки космонавтов, заняться вплотную инструкторской работой и, возможно, выполнить еще один космический полет.
- Когда снова в космос?
- Я только вернулся с очередной космической вахты, - устало улыбнулся космонавт. - Система подготовки такова, что я должен вначале пройти реабилитационный курс профилактической подготовки, после чего комиссии медиков должны провести массу исследований и прийти к заключению о моей годности к перспективной работе. Это будет не ранее чем через полгода, где-то в сентябре-октябре будет дан результат о моем использовании как инструмента в космической деятельности.
Александр Самокутяев осуществил космический полет и многодневное пребывание на околоземной орбите в составе МКС уже дважды. МКС - это международная космическая станция, где воплощено все лучшее в космической отрасли планеты. Там постоянно работают люди - представители разных стран, культур, национальностей.
- Я летал с японцем, с итальянцем, с немцем, с американцами, - вспоминает Самокутяев. - Я всегда перед своим экипажем говорил: для того, чтобы выполнить космический полет, чтобы нам было в нем комфортно, сначала надо перейти через себя как бы трудно ни было. Это самое сложное. Когда ты так научишься делать, работа спорится.