80 боеприпасов и гора металлолома - то, что осталось на сегодняшний день от химической угрозы. С началом осени работа Леонидовского объекта по хранению и уничтожению химического оружия будет завершена -начнется этап санации.

Круглый стол на объекте «Леонидовка» прошел по традиции с участием специалистов всех причастных ведомств: и военные, и медики, и экологи, и представители власти собрались, чтобы ответить на вопросы по теме. Как доложил начальник объекта ХУХО «Леонидовка», Сергей Язынин:

- 7 лет работы объекта прошли без эксцессов: позади уничтожение 17,2% общего запаса РФ авиационных химических боеприпасов, снаряженных отравляющими веществами нервно-паралитического действия (зарин, зоман, ви-икс). По состоянию на 18 июня текущего года уничтожено 6 882 тонны отравляющих веществ. Осталось около 2 тонн в 84 изделиях.

Уничтожение велось круглосуточно на протяжении 335 дней (остальное - плановый предупредительный ремонт). Со 2 сентября 2008 по 11 июня 2015 выполнялись работы по уничтожению различных типов отравляющих веществ из боеприпасов различных калибров и боеприпасов сложной конструкции; высокотемпературная переработка реакционных масс, сжигание образовавшихся в процессе уничтожения твердых отходов, обжиг корпусов боеприпасов, переработка сточных вод. В результате работ уничтожено свыше 13 тысяч 800 тонн реакционных масс, обожжено порядка 85 тысяч 500 штук боеприпасов и термически обезврежено 6300 тонн твердых отходов. С 22 июня начался завершающий этап уничтожения вещества типа ви-икс из боеприпасов сложной конструкции, который завершится в сентябре.

- Планомерно проводится подготовка объекта к ликвидации последствий деятельности. Основные мероприятия технологического процесса по обезвреживанию и приведению в безопасное состояние зданий, сооружений и хранилищ направлено на создание безопасных условий последующего вовлечения высвобождающегося имущества в хозяйственный оборот, - продолжил Сергей Валерьевич. - Конечным продуктом ликвидационных мероприятий является прошедший термообезвреживание черный и цветной металл, который может быть использован в качестве вторсырья для дальнейшей переработки на металлургических предприятиях.

Зола от сжигания отходов и негорючие материалы (бетонокирпич, минераловата и оксид алюминия) подлежат захоронению на проектируемом вблизи объекта полигоне (общественное обсуждение его строительства состоится в Кондольской администрации в середине июля).

- Объект находился под постоянным вниманием, был информационно открыт, его регулярно посещали и СМИ, и представители власти. В этом году процесс будет завершен на все 100%, но все дальнейшие мероприятия также позволят жителям четко понимать состояние ситуации, - пояснил и.о. заместителя председателя правительства Пензенской области Дмитрий Семенов.

При этом проведение мероприятий по реабилитации территории объекта по хранению и уничтожению химического оружия не предусматривается, так как результаты исследований токсичности почвы этих территорий показали отсутствие в ней отравляющих веществ.

После завершения работ на объекте наступит фаза санации, которая займет около 5 - 7 лет. По словам Семенова, это тоже серьезная работа, так как промышленное оборудование, на котором происходило уничтожение, также является «грязным», и чтобы оставить после себя совершенно чистую площадку, должен пройти такой период времени с активной фазой дезактивации оборудования.

- После этого уже можно будет полноценно говорить о гражданском перепрофилирования площадки. Она интересна и с точки зрения обеспечения инфраструктурой: здесь есть водоснабжение, водоотведение, электроснабжение (по 1 категории), устойчивое транспортное сообщение (и автомобильное, и железнодорожное), обсуждается полноценная газификация. Т. е. это интересный потенциальный промышленный объект. Сейчас мы уже работаем с НИИФИ, специалисты и руководящий состав которого выезжали сюда для проработки программы по задействованию данных площадей в производстве их изделий для космической промышленности. Со стороны российского министерства промышленности есть, конечно, интерес о передачи сразу всего объекта - все это пока рассматривается.

По словам руководителя областного Росприродназора Евгения Лебедева, безусловно, предприятие не могло не осуществлять естественного обмена с окружающей средой, но это скорее антропогенное влияние, которое также не вышло за пределы, установленные нормативно-разрешительной документацией:

- Нарушений природоохранного законодательства, что бывает вообще довольно редко, здесь за весь период работы не было. Систему экологического контроля здесь можно поставить в пример. Все это позволило сделать вывод о том, что негативного специфического воздействия на природную среду объект не оказал, они практически неотличимы от фоновых точек.

Убедиться в том, что на территории завода «жизнь есть» можно и на площадке биомониторинга. Живыми «индикаторами» здесь мирно прогуливаются страусы и фазаны, ходят ежи и бегают кролики, скачет белка, летают птицы, растут клены и ели. Мини-зоопарк организован и внутри производственных блоков: самые чувствительные представители живой природы подтверждают данные современной техники о безопасности объекта.