О том, что делать, если потеряется ребенок, мы уже писали. Но почему порой ему даже не хочется быть найденным? Обо всем этом лучше знать заранее.

Кто-то уходит из дома сам, кто-то невольно теряется. С «потеряшками» и проще, и сложнее: они как правило очень хотят поскорее оказаться дома, да и родственники предпринимают все возможное, чтобы чадо поскорее вернулось. Да и речь идет скорее о детях младшего школьного возраста, у которых жажда приключений еще не так остра, как у подростков.

Есть же и категория так называемых бегунков, которые из дома уходят сами. Наиболее подвержены этому подростки в возрасте с 11 до 14 лет. Причины ухода из дома в этом случае могут быть самыми разными, и психологи классифицируют их следующим образом:

- Почти половина уходов ребенка из дома совершается для того, чтобы избавиться от чрезмерного контроля родителей и педагогов, сбежать от обязанностей и ответственности. Чаще всего их совершают подростки в возрасте 12 - 15 лет. Первый побег как правило провоцируется ссорой, открытым конфликтом с родителями или учителями. Но движет подростком в этот момент не страх перед взрослыми, а жажда сбросить с себя чрезмерную опеку, освободиться от надоевшего надзора, режима, сменить наскучивший образ жизни. Как правило такие дети проявляют в характере резкую смену настроений.

- Четверть побегов вызвана давлением со стороны окружения: частые наказания, обида на взрослых, проблемы со сверстниками. Такой побег не протест, а способ отвлечения от проблем и избегания тяжелых переживаний. Как правило после ухода такие дети не совершают противоправных действий, стараясь заработать сдачей пустых бутылок, случайными подработками. Возраст таких побегов может сильно варьировать, затрагивая даже младших школьников.

- Пятая часть бегунков отправляется из дома по причинам демонстративного характера. Что-то доказать, чего-то добиться... При этом уходят они недалеко, стараясь привлечь к себе больше внимания: и все в расчете на то, что их скоро найдут и вернут домой. Для ребенка такая форма поведения - сигнал о переживаемом чувстве беспомощности и отчаяния. Как правило решаются на столь вызывающее поведение подростки с 12 до 17 лет.

- Десятая часть уходов из дома совершается по дромоманическим причинам. За этим жутковатым словом скрывается страсть к бродяжничеству: уход может совершаться под воздействием импульса, изменения настроения, у ребенка просто возникает немотивированное желание сменить обстановку. Желание вернуться домой возникает также внезапно. На улице у детей снижается чувство голода и усталости, они очень мало едят, мало спят, постоянно пребывают во взвинченном, возбужденном состоянии.

Даже уверенно считая свою семью благополучной, родители могут ошибаться: порой неосторожное слово или оскорбительное для ребенка действие могут спровоцировать уход. Недооценивая утрату эмоциональной связи в семье, взрослые заявляют: «Пока ты живешь с нами...», «В моем доме этого не будет», «Будешь жить самостоятельно - будешь делать что хочешь». Не всегда осознавая последствия своих слов, взрослые создают почву для того, чтобы ребенок ушел - назло или будучи уверенным в своей ненужности или в слепой вере, что и впрямь готов «делать все, что хочет».

Предвестниками возможного ухода могут быть:

- частое отсутствие по непонятным причинам ребенка дома;

- смена круга общения, появление новых неизвестных вам друзей, о которых ребенок старается не рассказывать;

- ребенок начинает копить деньги без объяснения цели;

- смена планов, отказ от того, что ранее представляло особую ценность (например поездка куда-либо).

Также следует в серьезный расчет брать и все высказанные ребенком вслух угрозы ухода. Даже если он в действительности далек от воплощения своих намерений, его эмоциональное состояние требует от вас внимания и участия. Ни в коем случае уход из дома не должен жестоко наказываться: даже если в нем вызов и протест - это крик о помощи. И если ситуация ухода назрела, не отмахивайтесь - читайте специализированную литературу (наладить общение даже с трудными подростками очень помогает, например, огромный опыт профессора Ю. Гиппенрейтер), не стесняйтесь просить о помощи специалистов, психологов и педагогов.

Комментирует старший инспектор по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Пензе май- полиции Сергей Пономарев:

- Случаи самовольного ухода детей из дома учащаются в летний период: дети в каникулы остаются без должного надзора и чаще совершают поступки, о которых впоследствии приходится жалеть. Как правило в подобные ситуации попадают дети из социально неблагополучных семей, где ребенок предоставлен сам себе.

Буквально на днях искали девочку 13 лет. Ситуация следующая: ее воспитывает бабушка-опекун, мама лишена родительских прав за злоупотребление спиртными напитками. Ребенок отправился на прогулку и вечером домой не вернулся - как позднее выяснилось, она осталась ночевать у своего знакомого, проживавшего в другом районе города. Бабушку о своих намерениях не предупредила из соображений того, что та ночевку не одобрит. Как правило подростки отговариваются такими причинами, как «телефон разрядился», «засиделся, а маршрутки уже не ходят», «как раз собирался идти домой».

Бывает и так, что дети отправляются в самостоятельные «путешествия». Случай из практики: 15-летняя девушка приехала в Пензу из Самары в гости к родственнице. Спустя неделю она самовольно отправилась назад, оправдавшись тем, что там у нее «любовь», а здесь ей было не с кем общаться.

В любом случае налицо безответственное непонимание последствий таких уходов. По причине недосмотра или, наоборот, протеста ребенок не оценивает риски ночных уличных прогулок, демонстративно проявляет упрямство и совершает необдуманные поступки. Семья, в которой был зарегистрирован факт самовольного ухода ребенка из дома, поступает на контроль в подразделения по делам несовершеннолетних. Также на разных уровнях работу с проблемной семьей проводят органы системы профилактики: органы социальной опеки, центры социальной помощи семье и детям, в администрациях районов действуют комиссии по делам несовершеннолетних.

Сотрудники полиции проводят профилактические беседы как с родителями либо законными представителями, так и с подростками. Предупреждают о возможных последствиях уходов из дома, а также дают рекомендации, как наладить отношения с ребенком. В этой работе важно учиться быть психологом, стараться понять и разобраться в ситуации. Нередко родители принимают эти рекомендации агрессивно, «в штыки»: мол, сам знаю, как общаться со своим ребенком, нас воспитывать не надо. А потом точно также приносят заявления о пропаже... И их чад приходится разыскивать, затрачивая огромный ресурс времени и сил: опрос родственников, знакомых, друзей, обход мест концентрации подростков. Работа проводится колоссальная.