А завершается этот пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает на 1 час, в народе по этому поводу говорили: «Пётр и Павел час убавил».
Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.
Это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.
Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по старому стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.
Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние и воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или в дни храмового праздника также разрешается рыба.
В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.
Любимым летним праздником русские люди считали Петровки - 12 июля. «В Петровки сухо и день велик», «Петр - Павел жару при ба-вил», «Соловей поет до Петрова дня», «К Петрову дню вода в реках умеженится», -так характеризовали этот день русские люди. В Петровки начинают сваливаться первые желтые листочки: «Придет Петрок - сорвет листок».
С Петрова дня - красное лето, зеленый покос, самый его разгар. К Петрову дню заканчивали взмет озимого клина. «До Петрова вспахать, до Ильина (2 августа) заборонить, до Спаса (28 августа) посеять», - подгонял крестьянский календарь-численник.
К празднику Петра и Павла тщательно готовились: белили дом, украшали его полотенцами, убирали двор, а утром в праздничном одеянии отправлялись в церковь.
После церкви разговлялись мандриками (пампушками из пшеничного теста, яиц и сыра). Считалось, что их название произошло от того, что святые Петр и Павел, путешествуя по миру, ели как раз их.
В ходе этого праздника в Малороссии начинали жатву. Отсюда и народное верование в то, что дело Святого Петра - «рожь зажинать».
День Святых Петра и Павла был крупным праздником в Малороссии и на юге России. Этот святодень связан с летним солнцестоянием. Торжественно его отмечали пастухи. В Карпатском регионе хозяева животных организовывали праздничный обход (Петровку) на выгоне. Верили, что в этот день солнце играет так же, как на Пасху.