фото с сайта: http://www.penzaobr.ru/
В этом году на базе оздоровительного лагеря недалеко от станции Никоново в Городищенском районе собрали чуть больше 100 педагогов. Им еще нет 35 лет - это условие определения статуса «молодой учитель». Однако они уже соприкоснулись с реалиями работы в учебных организациях.
Легко ли быть молодым учителем в современной школе? Вопрос стал основным для круглого стола, который ознаменовал первый день работы выездного мероприятия. Среди гостей - зампред правительства области Евгений Трошин, депутат Законодательного собрания региона Яна Куприна, врио министра образования Пензенской области Александр Воронков и ректор Института регионального развития Ольга Федосеева.
Собравшимся в зале участникам предложили дать оценку тому, что сегодня происходит в школе:
- Много проблем на сей день в целом перед российским образованием, - отметила Ольга Федосеева. - Главной фигурой является учитель, поэтому важно мнение педагогов, пришедших в школу с новыми идеями, со свежим взглядом на жизнь.
Получилось, что большая часть вопросов и тревог новоиспеченных учителей касается материальной стороны. В прошлом году в дискуссии о непростой доле учителя рассуждали, как найти общий язык с детьми и родителями, как вписаться в педагогический коллектив, как правильно заполнять отчеты и оформлять документы, причем этот тон задавали сами участники форума. Теперь же их интересуют меры поддержки молодых кадров в образовании. Спрашивают, как рассчитывается средняя зарплата учителей по региону (и почему суммы в собственных расчетных листах сильно недотягивают до статистических). И слегка возмущаются, что для учителей в городах региона не существует жилищных программ. Мол, и хочешь нести людям знания, да невольно задумаешься, а не выгоднее ли пойти в продавцы-консультанты.
Кстати, участникам были представлены результаты исследования, проведенного в Институте регионального развития в рамках проекта «Профессиональное становление молодого учителя». Согласно данным опроса, педагогические специальности выбирают, следуя за мечтой и руководствуясь велением сердца. Однако, закончив вуз, остаются в профессии далеко не все, по статистике, меньше половины выпускников. И к тому же пятая часть молодых специалистов ежегодно уходят из школы в другие сферы деятельности.
. В числе таких насущных проблем врио министра образования Пензенской области Александр Воронков назвал подводные камни аттестации, излишнюю бюрократизацию и еще одну важную вещь:
- Молодой учитель, приходя в школу и понимая, что надо зарабатывать, хватается за все сразу для того, чтобы балльная оценка подняла стимулирующие выплаты. И мы сейчас пытаемся повысить базовый оклад. И мы сделаем это, чтобы учителя могли получать нормальную среднюю зарплату, - пообещал Александр Воронков. - Для людей с опытом это важно, чтобы не гоняться за выплатами, доказывая свой профессионализм, а для молодых базовый оклад - это социальная защита.
Увеличение базового оклада не означает повышение зарплаты, просто меняется соотношение частей, из которых складывается денежное вознаграждение. По словам главы регионального министерства, сейчас идет обсуждение нюансов с минфином и планируется обращение к депутатам регионального парламента.
К вопросам оплаты труда еще не раз возвращались на форуме. В частности в работе дискуссионной площадки по правовым, социально-экономическим вопросам и вопросам повышения квалификации педагогических кадров, льгот и гарантий.
А в целом практикумы, мастер-классы, интерактивные лекции - насыщенная программа форума - дали возможность специалистам обменяться опытом и приобрести новых друзей-коллег. И кто знает, может, приятные впечатления или полученный вовремя совет наставника для кого-то вдруг станут тем стимулом, который удержит в профессии, несмотря на житейские трудности.