В поисках причин низкой эффективности российской экономики и недостаточного развития демократии в нашем обществе народные избранники обращают внимание на самые разные стороны общественной жизни. 10-го июля 2015-го года депутаты Государственной думы С. М. Миронов, Н. В. Левичев, В. Е. Шудегов внесли на рассмотрение законодательного органа проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия коррупции», посчитав, что именно коррупция «является основополагающим сдерживающим фактором развития экономики России и формирования демократического общества».

«Коррупция прочно укоренилась во многих органах власти государственного и муниципального уровня, в государственных и муниципальных организациях», - со знанием дела заявляют депутаты в пояснительной записке к документу. И, надо сказать, их знание не ограничивается подобными общими заявлениями. Законодатели, как следует из документа, знают, какими способами коррупционеры, несмотря на постоянную борьбу с ними, умудряются укрывать незаконно полученные доходы, оставаясь официально чистыми, белыми и пушистыми.

Оказывается, «в настоящее время наиболее часто для сокрытия незаконно полученных средств используется механизм передачи коррупционером этих средств не родственникам, а третьи лицам под расписку об обязательствах возврата этих средств». А обязательства эти нигде не отражаются! В результате преступники-коррупционеры, получающие фиксированные доходы, живут в чужих (по документам) дорогих квартирах, ездят на чужих дорогих автомобилях, которые не могли бы приобрести на собственную официальную зарплату. То есть, скажем, некий муниципальный служащий декларирует принадлежащую ему гордость отечественного автопрома, а ездит на буржуйс ком джипе.

Фактически действующее законодательство с таким механизмом сокрытия незаконно полученных средств борьбу не ведет. Поэтому вносимый депутатами законопроект направлен на пресечение вышеуказанного механизма легализации средств, полученных преступным путем.

Законопроектом вносятся изменения в три федеральных закона.

Положениями статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 20 федерального закона «О государственной гражданской службе» и предлагается в числе сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего указывать наличие или отсутствие обязательств в его пользу (как кредитора) другого лица (должника).

Статьей 2 законопроекта вносятся дополнения в статьи 3 и 4 федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», которыми устанавливается обязанность граждан, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, должности федеральной государственной службы, ежегодно представлять в сведениях о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей наличие или отсутствие обязательств в их пользу, пользу супруги или несовершеннолетних детей (как кредиторов) другого лица (должника).

Положениями статьи 3 законопроекта вносятся изменения в статьи 8 и 8.1 федерального закона «О противодействии коррупции». Этими положениями устанавливается обязательность фиксирования в сведениях о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей наличия или отсутствия обязательств в их пользу (как кредиторов) других лиц (должников).

Согласно законопроекту, непредставление или представление недостоверных или неполных данных в вышеуказанных сведениях в части наличия обязательств в их пользу (как кредиторов) других лиц (должников) влечет за собой признание данных обязательств ничтожными. При этом все полученное по указанной сделке взыскивается вдоход Российской Федерации в случае выявления не по инициативе должников (должника) факта непредставления вышеназванных данных или представления недостоверных или неполных данных. Если же о сокрытии подобных сведений сообщает должник, он получает 25% полученного им по сделке, остальное, опять-таки, направляется в доход РФ.

«Принятие настоящего федерального закона будет воспринято с одобрением широкой российской общественностью», - уверены депутаты. Правительством РФ оно тоже должно быть воспринято на ура: мало того, что его реализация не потребует, по мнению депутатов, дополнительных бюджетных затрат, но и принесет немалый доход!

Законопроект направлен в комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции. Посмотрим, воспримут ли там инициативу депутатов с ожидаемым энтузиазмом.