Несмотря на тяжелое экономическое положение и санкции в отношении России, депутаты Государственной думы продолжают думать о своих избирателях. А именно - об их скудных бюджетах и ветшающих многоквартирных домах. Еще один законопроект, касающийся взносов на капитальный их ремонт, 31-го июля был направлен на рассмотрение Госдумы депутатами В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, Ю.В. Афониным, О.Н. Алимовой.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» больше похожа на разгромную статью в оппозиционной газете, чем на документ, подписанный депутатами. Народные избранники заявляют, что «установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) порядок финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств собственников помещений в этих домах не эффективен». Мало того, он «серьезно ухудшает материальное положение граждан, особенно в регионах с низким уровнем доходов на душу населения, и в то же время является не адекватным целям модернизации жилищного фонда в Российской Федерации». То есть порядок финансирования капремонта плох не только для граждан (о чем граждане буквально кричали еще до принятия закона), но и для государства!

Депутаты, принявшие, кстати, не так давно критикуемый ими закон, вдруг поняли, что уплата взносов никак не привязана к срокам проведения ремонта (которые могут произвольно изменяться), сами взносы накапливаются на счетах региональных операторов и могут быть направлены на ремонт других домов. Хотя на внесенные средства начисляются проценты, те, кто их внес, не могут распоряжаться этими доходами.

«Получается, что граждане из года в год вносят средства на капитальный ремонт, проведение которого им не гарантировано», - открыли, наконец-то, законодатели печальную истину. «Государство собирает с граждан на невозвратной основе квази-налог, квази-сбор, который не поступает в бюджет, а остается на счетах третьих лиц, нередко ведущих частную, коммерческую деятельность (де юре или де факто). А государство уже без каких-то конкретных обязательств перед плательщиками взносов решает, когда проводить ремонт и проводить ли его вообще. При этом региональные операторы и владельцы специальных счетов, на которых аккумулируются взносы на капитальный ремонт, становятся держателями немалых денежных средств. Создается возможность для их необоснованного, а подчас и незаконного обогащения. Если учесть, что владельцами специальных счетов нередко становятся управляющие компании, аффилированные с местными чиновниками и депутатами, возникает совершенно определенная коррупционная составляющая», -обличают народные избранники. Кроме того, экономически выгодным в условиях нынешней валютной нестабильности становится затягивание проведения капремонта.

Учитывая изложенное, законопроектом предлагается ввести систему софинансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за счет средств государственной и (или) муниципальной поддержки, причем собственники помещений должны вносить не более 15% общих расходов на капитальный ремонт их дома. Финансирование государством капитального ремонта МКД, по мнению депутатов, окажет благотворное влияние на развитие строительной отрасли экономики, создаст «мультипликативный эффект» для других связанных с ней отраслей. В то же время, что немаловажно, «будет снята проблема социальной напряженности в связи с несправедливым, чрезмерным взиманием с граждан взносов на капитальный ремонт».

Вместо бессрочной системы взимания и накопления взносов на капитальный ремонт предлагается установить 5-летний (или меньший) период их уплаты. Все обязательства по финансированию и ремонту должен фиксировать договор, который вводится законопроектом. Причем договор этот нельзя расторгнуть по инициативе одной из сторон, а если он прекращается по вине государства, гражданам возвращаются все уплаченные ими взносы с учетом начисленных процентов.

Законопроект предоставляет собственникам полномочия согласовывать перечни проводимых работ (услуг), их стоимость и другие существенные условия проведения ремонта. Предусматривается независимый аудит расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Законопроект предлагается ввести в действие с 1-го января 2016-го года, чтобы синхронизировать применение новой системы финансирования капитального ремонта с бюджетным процессом.

Законопроект внесен на рассмотрение Госдумы депутатами, принимавшими ныне действующие поправки в Жилищный кодекс о капремонте. Странно, что для осознания уже принятых и действующих законодательных актов им потребовалось довольно продолжительное время. Посмотрим, как отреагируют на милосердные поправки сердобольных депутатов их коллеги. Время-то, сами знаете, тяжелое.